Ситуация 1. Вам нужно приучить непослушного ребенка мыть руки перед едой.
Здесь вашей главной задачей является сделать мытье рук привычкой, без лишних напоминаний с вашей стороны. Как это сделать? Вам помогут игрушки малыша. Поиграйте вместе с ними. Расскажите ребенку «страшную историю» про его любимую игрушку, которая не любила мыть лапки перед едой и из-за этого у нее разболелся животик.
Второй вариант игры: нарисуйте смываемым карандашом или маркером на ладошках малыша две рожицы и поиграйте в игру «Смой монстра». Под монстром может подразумеваться, например, микроб. Малыш будет наглядно видеть, что его руки до мытья были грязными (на них были микробы-рожицы), а после мытья — они освободились от плохих человечков.
Третий вариант игры: можно включить любимую песню малыша и поспорить с ним, успеет ли он быстро вымыть руки до ее окончания. Процесс мытья рук станет живым и веселым и ваш малыш быстро включится в соревнование (можно устроить соревнование на скорость мытья рук друг с другом, если у вас есть еще дети, или посоревноваться с малышом самим, с бабушкой и дедушкой
Четвертый вариант: купите мягкое детское полотенце с изображением на нем героя мультфильма или просто зверька, птички, например уточки, и превратите мытье рук в кукольное шоу: «Кто хочет быть вымыт с помощью утки Кря-Кря»?
Также вы можете сделать процесс мытья рук ребенка более приятным, если дадите ему право выбора, например, мыла, которое ему нравится больше (твердое или жидкое, однотонное или разноцветное
Ситуация 2. Вам нужно дать ребенку лекарство.
Дети часто отказываются принимать лекарство из-за того, что оно может быть горьким, ребенок просто боится его принимать. Помогите ему. Пусть первую ложку лекарства ребенок сам даст выпить вам, покажите, что оно вовсе не горькое и не страшное.
Предоставьте ребенку свободу выбора — пусть он сам решит, кто будет давать ему лекарство (добрая бабушка или заботливая мама) и чем он хочет лекарство запивать. Здесь можно придумать вознаграждение для ребенка: например, если он выпьет лекарство, то сможет съесть что-нибудь вкусненькое (на его выбор).
Можно поиграть с ребенком в игру «Сок супергероя». Назовите лекарство каким-нибудь привлекательным названием, придумайте признаки силы, которую придаст ребенку каждая выпитая им ложка лекарства. Чем быстрее и охотнее он выпьет ложку этого «сока», тем быстрее станет «супергероем».
Для того чтобы лекарство не казалось ребенку слишком горьким, храните его в холодильнике. Низкая температура, по наблюдениям, «замораживает» горький вкус. Можно давать запивать лекарство шоколадным сиропом, он также перебивает горечь.
Ситуация 3. Вам нужно отвести ребенка к детскому стоматологу.
Дети часто начинают плакать, когда понимают, что мама ведет их к врачу. Особенно нервной обстановка становится, когда речь идет о детском стоматологе. Ваша задача — заранее подготовить ребенка к такому «неприятному» событию в его жизни. Если вы не сможете справиться с его страхами накануне, то перед порогом в кабинет врача вас настигнет истерика.
Чтобы справиться с этой ситуацией, психологи предлагают применить следующие приемы:
1. Постарайтесь обращаться к тому специалисту, который терпелив и ласков с детьми, умеет отвлечь их внимание от самого процесса осмотра и лечения.
2. Не называйте в присутствии ребенка врача только «врачом» или только «доктором». Постарайтесь внушить малышу, что вы идете к хорошему другу, доброму доктору Петру Петровичу, который лечит зубки детишек совсем не больно.
3. Поиграйте накануне похода к врачу в «Стоматолога» вместе с игрушками (куклами и медведями). Лечите вместе с ребенком зубки кукол и зверушек.
4. Объясните ребенку, что если он не будет бояться врача и позволит без слез осмотреть свой ротик, то после встречи с врачом вы сходите вместе с ним в какое-нибудь интересное место (например, в парк покататься на карусели или в зоопарк, в зависимости от пристрастий ребенка). Тогда неприятные воспоминания будут вытеснены из сознания ребенка приятными.
Чтобы снять нервное напряжение у малыша, пока вы ожидаете приема врача, поиграйте с ним в игру «Я пришел к доктору и увидел…». Игра помогает переключить внимание ребенка с внутренних переживаний на внимательное изучение нового места. Начните фразу словами: «Я пришел к доктору и увидел…» — пусть малыш продолжит ваше высказывание, называя окружающие его предметы или людей. Например: «Я пришел к доктору и увидел киску на картинке на стене». Вы продолжите: «Мы пришли к доктору и увидели киску на картинке на стене…» И добавляете свой предмет: «…и красивый цветок в кадке на подоконнике»,
В продолжение темы поговорим о том, как игровые ситуации помогают родителям во многих других случаях.