Русская литература обратила своё внимание на «маленького человека» в 20−40-х годах девятнадцатого века, это было время реализма в литературе. Как правило, сей персонаж изображался простым безобидным человеком, небольшого ума и достатка, невысокого социального положения. «Маленький человек» простодушен, не одарён способностями, но не лишён желаний.
Кто позабыл, прочтите «Человек в футляре», «Шинель», «Бедные люди». Авторы произведений разные, но точно описывают жизнь «маленького человека». Прочитаешь и даже сочувствуешь. Совсем печально, когда «маленький человек» начинает много хотеть от других людей и жизни.
Персонажи Гоголя, Чехова, Достоевского были скромнее, нынешние — «маленькие» только душой, но не желаниями. Общество потребления внушает непотребные желания: больше, чаще, лучше! Не важно, как и за чей счёт, хоть кредит возьми, хоть укради, но приобрети!
Чем меньше человек, тем больше его тянет потреблять. Имеет право, в желаниях ограничений нет. Цивилизация склонилась к гуманистическим ценностям, провозглашается учёт интересов всех обездоленных, забота о «маленьких людях», хотя по-прежнему сильный поедает вкусного, богатый становится богаче, а бедный беднее.
Наверное, данное положение дел не зависит от провозглашаемых лозунгов и экономических формаций. Но «маленькие люди» хотят верить в гуманистические ценности и стараются не замечать суровой реальности.
Это — как игнорировать закон гравитации: его можно отрицать, только падать всё равно больно.
Много хотеть вредно, если ты «маленький человек». Почему?
1. Требовать можно, когда ты большой и сильный. Остальные могут только скромно просить. Например, США требует, Эфиопия просит.
За требованием «большого» стоит сила, у «маленького» силы нет. Слабый может только выпрашивать, а лучше ему вовсе не хотеть того, что никогда не дадут, ибо — не положено.
Конечно, слабый может потребовать, но над ним, в лучшем случае, посмеются, как над ребёнком, который топает ножками и обещает разнести песочницу игрушечным пистолетиком.
2. Человека (или государство) всерьёз воспринимают только в двух случаях: во-первых, когда от него можно получить что-то полезное, хорошее, приятное; во-вторых, когда от него исходит реальная угроза жизни, здоровью, финансам,
«Маленькому человеку» угрожать нечем, он мирный, как хомячок, и такой же полезный. Вы когда-нибудь видели требовательного хомячка?
3. Мир никому ничего не обещал, поэтому не должен. Большой и сильный своё берёт сам, чьё бы оно ни было, хорошо, если в рамках соблюдения уголовного кодекса.
«Маленький человек» может только надеяться, что о нём не забудут при дележе ресурсов, просто ему хочется, чтобы не забыли. А разве кто-то обещал помнить о «хотелках маленького человека»?
Не надо думать, что «маленький человек» плохой, поэтому его требования игнорируются. Например, пятилетний малыш может быть очень хорошим, но от него мало что зависит, что ему надо — будут решать родители. В магазине игрушек желания ребёнка не знают границ, эти границы определяют взрослые.
При всех обстоятельствах, быть «маленьким человеком» — это личный выбор, возможно, обоснованный и выгодный для конкретной личности. В этом выборе есть свои плюсы, только надо смотреть правде в глаза: требования «маленького человека» ничем не обеспечены, никого не волнуют, и это огромный минус.