Когда появилось сообщество относительно разумных людей, так сразу же возникли общепринятые правила, традиции, представления о хорошем и плохом, добром и злом. Цицерон назвал это моралью (от латинского слова moralitas). В России, кроме морали, ещё прижился термин нравственность — по сути, эти два термина употребляются как синонимы.
Если поступки (и мысли) не соответствовали общепринятым правилам и традициям, то человека осуждали, укоряли, преследовали. Не особо надеясь на личностные переживания факта нарушения правил и традиций, всё больше старались в качестве ответственности применять сжигание на костре, утопление, отрубание головы и десятки других способов дать понять человеку, как он неправ. Ну, и чтобы другим неповадно было.
Моральная ответственность не очевидна, не проверяема, субъективна, а когда голова лежит отдельно от тела, толпе становится понятно: человек ответил за содеянное.
Тёмное прошлое ушло, человечество стало гуманнее (хочется верить), а что с моральной ответственностью? Та же неопределённость.
Нести ответственность — значит отвечать кому-то, держать ответ перед кем-то. Можно и перед собой, но согласитесь, если грабитель сообщает, что сам перед собой ответит, попереживает, раскается, а потерпевший и государство могут быть свободны, это как-то странно будет выглядеть.
Даже если человек испытывает угрызения совести, действительно переживает, волнуется, что часто приписывают к моральным страданиям, то он ответ ни перед кем не держит, то есть не несёт ответственность. Так, тихо сам с собою…
Моральные страдания и переживания — это субъективное отношение человека к своим поступкам (мыслям, желаниям). Измерить их невозможно, подтвердить истинность и правдивость нельзя, можно верить в их наличие. Только жертве насильника, наверное, будет трудно поверить в моральные страдания насильника от своего поступка, да и ничего это вера в реальности не меняет.
Любая ответственность наступает (должна наступать) только при наличии вины. Обычно вину доказывает суд. Подсудимый может не признавать свою вину, но если в судебном заседании вина будет доказана, то последует наказание. То есть переживания человека по поводу содеянного не важны, виноват — сядешь, или наступит ответственность, не связанная с лишением свободы. Да, раскаяние смягчает вину, но не отменяет срок.
В межличностных отношениях сложнее. Не чувствуешь себя виноватым, никаких моральных переживаний нет, и отвечать не перед кем, даже перед собой не надо.
Избил жену — так она сама виновата, какая моральная ответственность? Вы можете долго спорить, доказывать неправоту бытового насильника, но он сам для себя решает, что правильно, а что нет.
• Действительно, нравственность проповедовать легко, обосновать сложно. Вам скажут, что у всех своя правда, и не надо со своим уставом в чужой монастырь. На этом занимательная дискуссия зайдёт в тупик.
Конечно, люди сами устанавливают себе нормы морали, понимают их по-своему, исходя из личных верований и убеждений, могут себя осудить, пострадать. Но что происходит, когда к моральной ответственности призывает кто-то другой?
Поэкспериментируйте, по мелочи. На остановках примерно 80−90% курящих людей, когда подъезжает автобус, бросают окурки под ноги на асфальт. Во-первых, на остановках сейчас курить нельзя, во-вторых, мусорить аморально, это принято рассказывать с детского сада. Вот и спросите у курильщика, не стыдно ли ему нарушать закон и мусорить? После чего наслаждайтесь результатами попытки призвать к моральной ответственности, а лучше бегите, или даже не начинайте приставать к людям с глупыми вопросами.
• Призвать к моральной ответственности проблематично, а иногда — опасно.
Если вы не специальное лицо, которому положено стыдить других людей (воспитатель, педагог, священник), то в мягком варианте получите ответ: а ты кто такой?! В жёстком варианте просто получите.
Ответственность — это скорее действие, поступок, который можно увидеть. Например, оскорбил — попросил прощения.
Моральные переживания могут и не сопровождаться никакими поступками, в этом случае человек никак не отвечает. С другой стороны, переживания толкают совершить поступок, то есть могут быть побудительной причиной ответственности, но это не обязательно.
Иногда никаких моральных страданий человек не испытывает, а ответственность несёт. Сказал глупость, не подумав, сразу без всяких переживаний извинился. Не из-за того, что начал морально страдать, а по усвоенной с детства привычке отвечать за свои слова.
Но чаще бывает так: моральных переживаний много, ответственности ноль.