Искусство управления. Как правильно применять «кнут» и «пряник»?

Реклама
Профессионал

Иной раз стороннему наблюдателю взаимоотношения группы людей в офисном помещении могут показаться игрой в бильярд, проводимой незримыми игроками. Есть ведущий «шар», который подгоняет ведомые «шары» в ту или иную лузу-задачу. А «получившие импульс», в свою очередь, «сталкивают с места» и других коллег. Минуты офисного затишья — время раздумывания «игроков» над бильярдным столом.

Побудить к действию — это легко или сложно? Реально ли воздействовать «импульсом» так, чтобы сотрудник «летел» именно к намеченной задаче-цели?

Возможно, что приемы манипуляции человека человеком являются самыми древними — еще психология не называлась психологией, а эти психологические приемы уже существовали, эффективно применялись и делились на две категории: категория «кнут» и категория «пряник».

Категория «Кнут»

Все приемы этой категории имеют три стадии, так же как при реальном воздействии кнутом — отсадить (подготовиться к взмаху), взмах и непосредственно сам удар.

Стадия «отсадить». Подготовить почву для удара. В качестве примера: пристыдить, разбудить чувство вины, вызвать «на ковер» (оторвав от поддержки коллектива), ответить на контраргументы, не дожидаясь их озвучки и т. д.

Реклама

Стадия «взмах». Выражается в категоричном выражении воли, приказе, повелении, запрете.

Стадия «удар». Если человек не испугался «взмаха» и не подчинился, приводится в исполнения стадия «удар», что выражается в причинении человеку морального или материального ущерба. В качестве примера морального давления — отказ здороваться за руку, невидящий взгляд, напряженное молчание. Самое распространенное материальное давление — это штрафные санкции, лишение привилегий, премий и т. д.

Категория «Пряник»

Не менее эффективный свод приемов и уловок, чем «кнут». Особенность в том, что человек лично заинтересован в выполнении поставленной задачи. А это, в свою очередь, повышает качество исполнения.

Реклама

А сам процесс «пряника» очень похож (извините-извините-извините!) на процесс приручения и дрессировки. Выделите человека из группы, создайте ему отличные от прочих условия — и вот он приручен! Готов лакомиться из рук ваших. Дали задание, а при исполнении похвалили, а еще лучше — премию выписали. Как думаете, откажется ли он в следующий раз исполнить вашу просьбу? Думаю, что нет.

Но не зря современные психологи практическую психологию сравнивают с разными видами единоборств — каратэ, айкидо и т. д. Психологические приемы так же нужно отрабатывать до автоматизма, и лучшая тренировка — это спарринг.

Как борец тренируется? Треть победы состоит в умелом захвате. Есть захват — есть прием, нет захвата — нет приема!

Реклама

А в чем состоит психологический захват? В захвате внимания: окликните, коснитесь плеча или возьмите за локоть, установите контакт глазами, улыбнитесь или ухмыльнитесь — что именно проделать, зависит от последующего приема. Каждому приему соответствует собственный захват.

Но это все тактика. Мастера же управления персоналом готовятся к воздействию обстоятельно и заранее — стратегически. Именно стратеги-манипуляторы превращаются в тех незримых «игроков в бильярд», что двигают «шары» в хорошо отлаженном коллективе.

Господа руководители, да превратится ваше ремесло в искусство!

Реклама