Как понять, где заканчивается нормальное желание «жить хорошо» и начинается потребительство? Как спасти себя, близких и детей от навязанных стереотипов и понять, чего мы хотим на самом деле? Об этом — в книге профессора психологии Тима Кассера «Быть или иметь».
Ложные месседжи
«В средневековой системе капитал был слугой человека, а в современной стал его хозяином», — писал Эрих Фромм. Сегодня нас бомбардируют месседжами, сводящимися к тому, что любые потребности можно удовлетворить благодаря правильным продуктам. Вы не чувствуете себя в безопасности на дороге или дома? Приобретите новые шины или дверной замок. Вас беспокоит, что вы можете умереть молодым? Ешьте на завтрак вот эти полезные хлопья и на всякий случай застрахуйтесь вот в этой страховой компании.
Потребительское общество предлагает множество ролевых моделей, изначально предполагающих, что высокое качество жизни (то есть полное удовлетворение потребностей) возможно только в случае успешного достижения материальных целей. Нам говорят: вот эти преуспевающие люди, которым нужно стараться подражать и чью жизнь стоит скопировать. Не верьте этим призывам.
Индивидуальность в бутылке
Реклама призывает: «Делай по-своему! Поступай как знаешь!» Но это заведомо ложное утверждение. Если бы каждый человек действительно выражал свое «я» через потребительские товары, ни одна компания не выжила бы.
Прибыль в бизнесе базируется на массовом производстве и массовом потреблении. Реклама пытается убедить нас в нашей уникальности, объясняя ее уже тем, что мы владеем конкретным продуктом или стремимся его заполучить. Но не стоит забывать, что рекламные послания нацелены на тысячную и даже миллионную аудиторию.
Продавать расфасованную индивидуальность — главное предназначение рекламы.
Опыт миллиардеров
До создания Silicon Graphics Джим Кларк говорил, что счастливым его сделает состояние в 10 миллионов долларов; перед основанием Netscape — что ему нужно 100 миллионов; перед Healtheon — миллиард; а недавно он сказал: «Я буду полностью счастлив, когда у меня будет больше денег, чем у Ларри Эллисона».
Большинство людей думают, что, достигнув желаемого, они станут абсолютно счастливыми и довольными жизнью. В сущности, здравый смысл, равно как и многие психологические теории, говорят, что если мы реализуем свои цели, наша самооценка и уровень удовлетворенности жизнью непременно повысятся. Однако, как видно на примере Джима Кларка, люди, которые, вне всякого сомнения, успешны в своих попытках заработать много денег и иметь высокий статус, достигая намеченных целей, остаются недовольны результатом.
Рекламное зомбирование
Исследователи Марвин Голдберг и Джеральд Горн решили проверить, как сказывается просмотр рекламы на детях. Малышей 4−5 лет разделили на группы и продемонстрировали два ролика.
В первом рекламы не было вообще, а второй дважды прерывался рекламой конкретной игрушки. Затем детям показали фотографии двух одинаково привлекательных мальчиков. Один держал в руках только что разрекламированную игрушку, но его описали как «не очень хорошего мальчика»; второй был с пустыми руками, но детям сказали, что «это очень хороший мальчик».
Далее маленьких респондентов попросили ответить, с каким из этих двух мальчиков им больше хотелось бы подружиться. Из группы, которой не показывали рекламу, с владельцем вожделенной игрушки захотели играть только 30 процентов ребятишек, а во второй группе таких желающих оказалось целых 65 процентов. Дети были готовы на все, только бы получить шанс поиграть с игрушкой. И внутри нас нередко просыпаются точно такие же четырехлетние дети.
Многие из нас убеждены, что чем больше у человека денег и материальных благ, тем он счастливее. Но на самом деле это ловушка. Постарайтесь не попадать в нее. Итак, что вы выбираете — быть или иметь?
По материалам книги «Быть или иметь?» Тима Кассера.