Есть вариант, когда разумно и правильно действительно разделять поступки человека и самого человека. Это процесс воспитания.
Ребёнок не должен слышать, что он «криворукий», поскольку разбил чашку. «Криворукий» — приписываемая личностная характеристика, а разбитая чашка — результат действий. Если детям внушать негативные личностные характеристики, то они быстро начинают в это верить и с удовольствием бить чашки.
С взрослыми людьми не всё так однозначно. Поступки взрослого человека — это отражение его убеждений, верований, проявления личностных характеристик.
Если рабочий ворует кирпичи со стройки, вероятно, он убеждён, что это правильно. Возможно, верит — за такую заплату не то что работать, а приворовывать просто необходимо.
Чиновник верит, что ему власть дана для монетизации своих властных полномочий. Какие действия при этом совершает, рассказывать не надо, и так все видят.
Вот один чиновник ручкой обзавёлся за 36 миллионов рублей, а из квартиры самосвалом полиция вывезла мешки денег и драгоценностей. Чиновник в тюрьме. И вряд ли мы можем сказать, что как личность казнокрад и взяточник был честным, неподкупным и порядочным человеком, а его действия никак с личностью не связаны, просто образовали несколько составов преступления.
Вера, убеждения, способности, определённые характеристики составляют личность человека, которая неразрывно связана с поступками. Бывает, конечно, человек выкинет что-то такое, что никак не вяжется с его личностью.
Моя знакомая барышня, которая совсем не пьёт, умудрилась «накушаться» до невменяемого состояния, упала в бассейн, турки спасли, они опытные в этом деле.
У кого не случается. Но это единичный случай, ошибка, которая больше не повторится. В этом случае также уместно разделить поведение и самого человека.
Другое дело, когда одни и те же поступки повторяются постоянно. Алкоголик, который обещает завязать, оказывается пьяным каждый день. Алкоголик — это личностная характеристика и одновременно болезнь, с которой связано известное поведение. В данном случае невозможно отделить человека от его поступков. Кстати, признание себя алкоголиком — это первый шаг в лечении.
В уголовных делах судят самого человека, а не его поступки. Доказывают вину подсудимого. Вина в уголовном праве — это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.
То есть, совершая преступление, человек должен хотеть нанести вред здоровью кого-либо, умышленно убить, похитить имущество (и т.п.) или предвидеть наступление опасных последствий своих действий, но безразлично к этому относиться. После осуждения за конкретные поступки у человека появляется новое личностное своеобразие — преступник. И тут действия и личность неразрывны.
Хочется быть гуманистом, любить каждую светлую личность и осуждать мерзкие поступки этой личности. Но реальная жизнь подсказывает: если человек постоянно поступает, как скотина, то скотина он, скорее всего, и есть, таково его личностное своеобразие.
Хотя поросёнок Фунтик из детского мультфильма предлагал прощать плохих людей, ведь у них могут быть хорошие дети.