В литературе выделяют следующие признаки тяжелых ситуаций:
1. Несогласованность цели, условия её реализации и возможностей человека — «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания».
2. Субъективность определения тяжести ситуации.
3. Личная значимость для человека этой ситуации.
Кроме того тяжелые жизненные ситуации классифицируют по интенсивности, по величине потери или угрозы, по продолжительности (хронические, краткосрочные), по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые).
Выделяют также особый вид тяжелых ситуаций, которые с большой вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека. Это так называемые ситуации стресса повседневной жизни — повседневные, часто повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.) Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» различные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.
По степени «тяжести» выделяют такие типы жизненных неурядиц: повседневные неприятности, негативные события, связанные с различными периодами жизни и возрастными изменениями; непредвиденные несчастья и горести.
Каждым человеком схожая ситуация может восприниматься по-разному. Во-первых, человек может воспринимать ситуацию как «трудно преодолимую». В таком случае тяжелая жизненная ситуация становится неприятным событием, ударом, вызывает шок, чувство обиды. При этом человек остается в плену трудной жизненной ситуации и не переходит к попыткам ее преодоления. Во-вторых, тяжелая ситуация может восприниматься как та, что легко преодолевается.
Но какими бы ни были тяжелые жизненные ситуации негативными и «тяжелыми», они являются составной частью процессов социализации, способствуют саморазвитию, улучшению взаимоотношений с внешней средой.
Таким образом, тяжелые жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или из-за несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Такие ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и побуждают его к деятельности.
Так пусть же наши желания совпадают с нашими возможностями! И пусть в нашей жизни будет поменьше труднопреодолимых тяжелых жизненных ситуаций.