«В детском саду дети начинают часто болеть».
Что говорят педиатры о частоте возникновения у ребенка ОРВИ?
В норме ребенок может болеть ОРВИ до 9-ти раз в году. Когда ребенок попадает в детский сад, он чаще начинает соприкасаться с различного рода вирусами, у него формируется иммунная система, и это хорошо. Ребенок не может все время находиться в домашних условиях с привычной микрофлорой. Рано или поздно он все равно столкнется с вирусами в школе и в обществе в целом.
Что говорят психологи о частоте возникновения у ребенка ОРВИ?
Дорогие родители, ответьте на вопрос: «Что происходит, когда ваш ребенок болеет?»
— вы сразу бросаете все свои дела и с озабоченным лицом, полным сочувствия и печали, наконец-то обращаете свой взор в сторону ребенка?
— разрешаете ему смотреть мультики, сколько он захочет?
— спрашиваете, что он еще хочет, проявляете к нему интерес?
— разрешаете не есть то, чего он не любит, и позволяете съедать больше сладостей?
Поздравляю! Ваш ребенок уже знает, как здорово болеть! Он получает сразу кучу любви, внимания, заботы, и помимо всего прочего, с него снимается часть запретов и ограничений.
А теперь представьте, что происходит, если он заболел, когда ему нужно ходить в детский сад? Правильно, он получает все это и плюс то, что в садик ему ходить не надо. В следующий раз его организм сам среагирует болезнью, чтобы остаться дома, дети этому очень быстро учатся.
«Посещение детского сада приводит к различным нарушениям в поведении ребенка: к агрессивности, к плаксивости и капризам».
Действительно, с начала посещения детского сада родители могут замечать изменения в поведении своего ребенка. Причин такому поведению может быть несколько.
Начнем с того, что наверняка вы уже не раз сталкивались с новым поведением своего ребенка: раньше он тянулся к вам, а теперь убегает и не оглядывается; раньше он соглашался во всем, а теперь говорит, что ему нужно. Все чаще вы слышите: «я хочу» (не хочу), я «буду», «я сам». Все это связано с этапами психического развития ребенка и сопровождается естественным проявлением чувств. Ребенок, как может, отстаивает свое право на свободу и самостоятельность. Он злится, когда получает отказ, требует еще сильней, плачет, выражая таким образом свое горе.
С каждым всплеском такого поведения вы начинаете устанавливать новые правила взаимодействия, которые необходимо усвоить вашему ребенку, и через какое-то время малыш успокаивается. Затем назревает новый возрастной кризис, который вы снова вместе переживаете. И это нормальный естественный процесс взросления.
Когда ребенок приходит в детский сад, количество ограничений в его поведении резко увеличивается. Малыш начинает жить по другим правилам. Например, нельзя вставать с кроватки во время тихого часа, выходить из-за стола, пока все не поели, выходить за пределы участка, громко кричать и быстро бегать. Приходится делать все вместе с другими детьми, даже если этого делать совсем не хочется. Поскольку в садике отстоять свои права маленькому ребенку практически невозможно, он начинает усиливать свою свободу в домашних, безопасных для него условиях: сопротивляться домашним правилам, игнорировать просьбы родителей, выдвигать свои требования.
В этом случае нужно с пониманием отнестись к тому, что происходит, проявить внимание к его чувствам, мягко, но уверенно сказать ребенку, что в его поведении вы все-таки считаете для себя неприемлемым.
Адаптация проходит у детей по-разному, но во многом зависит от степени душевного здоровья семьи. Если у мамы тревожность и страхи, если в семье конфликты, если нет любящих отношений, если присутствует нездоровая эмоциональная привязанность ребенка к матери — адаптация к детскому саду будет проходить намного трудней.
«В детском саду могут подавлять ребенка, нарушать его права. На него могут кричать, обзывать, заставлять делать то, чего он не хочет. Он может получить психическую травму».
Да, и этого, к сожалению или к счастью, вашему ребенку не избежать, и вот почему. Сразу поясню, что имею в виду под подавлением и нарушением прав ребенка.
Подавлять — значит, лишать ребенка прав в проявлении своих чувств, в высказывании своего мнения, игнорировать его потребности, принуждать его против его воли к чему-либо. С подавлением в той или иной степени ребенок встречается везде, и в первую очередь, в своей собственной семье.
Вы задумывались о происхождении слова «ребенок»? Есть мнение лингвистов, что первоначально оно звучало, как «рабенок». Другими словами, ребенок — это маленький раб. То есть человек без прав. Такое отношение к ребенку сохраняется в нашем обществе до сих пор. Что он слышит в свой адрес от родителей:
— Ты еще мал рассуждать на эту тему.
— Рано тебе еще иметь свое мнение.
— Твое мнение и твои желания никого не интересуют.
— Будешь делать, как я сказал.
Родители позволяют себе кричать на своего ребенка, обзывать его и критиковать. Но считают почему-то неприемлемым, если такое поведение по отношению к их ребенку позволяет другой взрослый. Понятно, что такое поведение недопустимо со стороны воспитателей и педагогов. Но это поведение недопустимо и со стороны родителей. Это является нарушением прав ребенка.
Конечно, от воспитателей и педагогов мы ожидаем профессиональной компетенции в общении с детьми и ценим их человеческие качества: доброту, любовь, терпение, внимание к детям, жизнерадостность. И честное слово, когда я вижу манеру общения родителей со своими детьми на улице и то, как разговаривают воспитатели с детьми в детском саду, то родители на этом фоне явно проигрывают.
«В детском саду ребенок будет испытывать тоску, покинутость, одиночество, будет скучать и тяжело переносить разлуку с мамой и другими членами семьи».
Да. Вполне естественно, когда малыш впервые надолго остается без мамы среди незнакомых взрослых и детей, он может переживать чувство одиночества, горя, беспомощности. Но это непременный атрибут взросления ребенка и его здорового эмоционального отделения от мамы. Рано или поздно ему все равно придется учиться решать свои задачи без помощи родителей.
Ребенок в своей жизни может испытывать самые разные чувства. И он имеет право чувствовать все, что угодно. Не стоит лишать его этого права. Многие мамы ошибочно считают, что отвечают за чувства ребенка и могут каким-то образом влиять на его переживания. Но реальность такова, что мы не можем изменить другого человека, его чувства, мысли, поведение.
Когда у мамы с ребенком есть сильная эмоциональная привязанность, то сама мама не в состоянии принять горе ребенка: не может смотреть, как он плачет, потому что у нее включаются собственные чувства. Происходит присоединение к состоянию ребенка, и в результате мама горюет нисколько не меньше, а скорей наоборот, сильнее. Ведь если ребенок инстинктивно знает, как ему справиться с эмоциями, и их разряжает (конечно, если ему это позволяют делать взрослые), то мама идет на работу, подавляя свое горе, и впадает в депрессивное состояние, которое по замкнутому кругу вновь передается ребенку.