Был ли умен с нашей точки зрения троглодит каменного века, с дубиной наперевес и шкурой мамонта вместо одежды? Будем ли мы казаться умными своим потомкам, лет через тысячу, путешествующими куда-нибудь в созвездие Гончих Псов на своем межгалактическом космолете, если, конечно, наша бесконечная глупость позволит нам все-таки не стереть друг дружку окончательно с лица Земли при помощи атома?
Несмотря на свою эгоцентричную самоуверенность и кичливость, из всех живых видов, наделенных умственной способностью и способностью к интеллектуальному развитию, умственный стартовый капитал, человек в своем большинстве — самое дурно обучаемое, стагнантное и почти не способное сдвинуться с мертвой точки животное, склонное раз за разом повторять все те же ошибки, которые повторяли бесчисленные поколения его предков, только и делая, что облекая их в новые, поверхностные, часто совершенно бесполезные формы, которые оно отчего-то принимает за самое настоящее развитие.
Почти все изобретения, которыми так гордится человечество, от колеса до самолета, были сделаны не благодаря умственному потенциалу человека, а ему вопреки, и благодаря потрясающим ошибкам, самой Глупости и Случайности, в виде бесчисленных повторений и жертв своих собратьев.
Например, поговорка «Все гениальное — просто» говорит не в пользу гения человеческого интеллекта, а напротив, служит вердиктом его безграничной глупости и невнимательности: человек попросту неспособен видеть самые простые вещи, учиться у природы и извлекать из нее пользу, не разрушая все вокруг и самого себя. Колесо, в виде ли валуна, катящегося с горы, на чье изобретение у человека ушло сто восемьдесят тысяч лет, или самолет, в виде легкоперых и полокостных птиц, на чью придумку ушло двести тысяч лет — это вовсе не гимн человеческому гению, а скорее гимн его неспособности замечать и анализировать, его безграничному самолюбованию.
Какие же самые очевидные признаки глупости?
Признак 1: попытка доказать человеку в отдельности и всем людям вместе, что человек вовсе не гениально умен, а бесконечно глуп. Например, путем написания подобных статей, а потом серьезной дискуссии под ними, различных полуфилософских «Од глупости» или научных «Нейронных связей в коре головного мозга». Любая такая попытка a priori обречена на провал: и чем глубже и правдивее будет труд, тем идиотичнее он будет.
Признак 2: абсолютная вера в Бога (Иисуса Христа, Аллаха, Будду), наделенного человеческими чертами, ценностями и привычками, словно весь мир, как и сам Бог, должен обязательно уложиться в восприятие из шести базовых человеческих чувств, а не в 666, недоступных Венцу Вселенной. Человеческая мораль и высокие принципы, на которые со всей серьезностью принято ориентироваться и считать их некоторыми столпами человеческой экзистенции в этом мире. Так называемые «серьезные искусства», или творчество, смысл земного существования, ориентир, апогей — живопись, скульптура, литература, которые для многих заменяют и бога, и мораль,
Признак 3: абсолютное неверие в Бога (Иисуса, Аллаха, Будду). Как одни убеждены в наличии на небесах бога со всеми человеческими признаками и чертами, так другие убеждены в том, что на небесах бога нет. Откуда первые и вторые это знают наверняка, если не от большого ума?
Признак 4: так называемые человеческие ценности и ориентиры — семья, брак, долг, благополучие, успех. Кто-нибудь из вас, умных, на самом деле задавался вопросом, почему семья и брак — это всегда хорошо, а их отсутствие — плохо? Почему долг и его чувство имеют позитивную коннотацию, а их отсутствие — негативную? Кто нам сказал, что семья должна быть, работа должна быть, благополучие должно быть, успех — настолько важен, самореализация — так необходима? И разве счастливее всех не то самое животное, что не знает дрессировки, а то, что умеет прыгать за кусок сахара с чувством выполненного долга?
Признак 5: когда плохое — хорошо, а хорошее — плохо. Кто мы, если не круглые умники, которым день за днем, час за часом те, кто еще не совсем растратил остатки ума, показывают, рассказывают и доказывают, что курение — рак легких и минус десять лет жизни, алкоголь — цирроз и психоз, современная еда — диабет и ССЗ, а мы нисколько не меняем своих алиментарных и поведенческих практик, едим — как ели, пьем — как пили, живем — как жили, и даже со всей витиеватой премудростью упорствуем в том, что нас губит? Любое, с нашей высокоразумной точки зрения, неразумное животное, единожды соприкоснувшись с теми разрушающими ядами, которыми мы себя добровольно травим, бежит прочь и фыркает. Мы же, от большого ума, заставляем себя, насилуем и приучаем, чтобы к сорока годам заработать ожирение, гипертонию, ишемию, диабет, к пятидесяти — превратиться в желтую развалину, а в шестьдесят, дай бог, единомоментно замкнуть, как от удара божественным током в сердечную мышцу, счастливо полагая, что свою миссию на земле мы выполнили, и лишь чуточку жалея о том, что недостаточно съели, выпили, погуляли.
Признак 6: «Всякий разумный человек будет стараться прежде всего обеспечить себя покоем, досугом и будет стараться избегать суеты», — писали Конфуций, Лао-Цзы, Эразм Роттердамский и Толстой. Отчего же мы так стараемся, напротив, взгромоздить на себя побольше дел и забот, сделать все для того, чтобы у нас было как можно меньше покоя, досуга и больше суеты? Мы любим цитировать и приводить в пример Конфуция, Лао-Цзы, Эразма и Толстого, но совсем не желаем применять на практике даже толику того, что сами из-под их пера другим проповедуем. Суета, беспокойство, все новые желания и внутренняя дисгармония — то, к чему мы, на самом деле, стремимся.
Признаки 7, 8, 9, 10:
Если все это не глупость, то что это все тогда?