Процесс коллективного мышления не стоит на месте, он продолжается каждый миг. Его составляющая — мысль отдельно взятого человека. Думаю, до Апокалипсиса и Золотого века ещё далеко. Человечество вышло из дома и неуклонно шагает к развилке. Дорога на этом пути — непростая, витиеватая. Через леса и луга тянется, в болотах и песках пропадает, а вокруг чего только нет. И испытания, и антагонисты, и волшебные помощники.
У человечества есть два варианта. Если оно трансформируется, то попадёт в Золотой век. Если останется прежним, погибнет. Человечество не одно, рядом шагают Добро и Зло. Как же без них? Спорят, толкаются, друг на друга кивают. Оно и понятно, слишком высоки ставки, ибо на кону — жизнь и смерть.
Если дойдём до развилки, увидим былинный камень, а на том камне слова: «Кто вправо пойдёт, голову потеряет; кто влево пойдёт, любовь найдёт; кто прямо пойдёт, тому богатым быть».
На развилке и примем решение. Его цена — не злато и не серебро, не Василиса Премудрая и не сказочный скакун; его цена — будущее.
Много на Земле умных людей. Много открытий, гипотез, предположений. Эйнштейн, например, говорил: в мире всё относительно. Отсюда мысль: и Добро, и Зло относительны. Или нет? Может, это — всего лишь полярные понятия? Как, например, Свет и Тьма. Помните, ответ Воланда Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей».
Хорошо сказано, что говорить. Однако крайности — наше хобби. Любовь — ненависть, радость — печаль, смех — слёзы. Вот и живём в чёрно-белом мире. Прыгаем от полюса к полюсу и не можем найти середину.
Так что же ждёт человечество — Апокалипсис или Золотой век? В переводе с греческого, апокалипсис — это откровение. В Апокалипсисе Иоанна («Откровения Иоанна Богослова») описываются мировые катаклизмы. Отсюда употребление слова — для обозначения конца света, катастрофы вселенского масштаба.
Есть ли на Земле предпосылки для Апокалипсиса? Конечно, есть. Современный мир противоречив и многообразен. Глобализация, экологические проблемы, информационная революция… Земля посылает сигналы, а человечество, будто не слышит. Строит себе дом, а главные «кирпичики» — «деньги» и «потребление». Непрочные материалы — дунь, и рассыплются.
Но что за Золотой век, о котором так много говорят? Блаженное состояние человечества, живущего в гармонии с природой? Вполне возможно. Но этот период уже был. Известно, что первобытный человек жил в гармонии с окружающей средой. Он что — из Золотого века?
Конечно, нет. А может, Золотой век — пик потребительской пирамиды? Абсолютный достаток, полное потребительское счастье. Нет, это — утопия. И потом…, что-то похожее было. В учении о коммунизме. Помнится лозунг: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Хороший лозунг. Однако и он из сказочного сюжета.
Возьмём, например, потребности человека. Они растут в геометрической прогрессии. Вспомните, чем обходились наши предки. Одной парой обуви, одним платьем, одной ложкой, одним домом… А современному человеку этого мало. Ему подавай машину, квартиру, кровать, холодильник… Однако производство требует ресурсов, а их не хватает. Мы уже много проели, пропили, прогуляли.
К тому же, в мире — демографический кризис. Население растёт так же быстро, как и потребление. Вот ведь беда. Так, например, в течение XIX века численность населения Земли увеличилась на 710 миллионов человек, в течение XX века — на 4590 миллионов. Причем основной прирост — в последние пятьдесят лет. Именно в эти годы население выросло в 1,5 раза, и сейчас составляет порядка 6,5 миллиардов человек. Такое количество едоков Земля прокормит, но и у неё есть предел. По расчётам учёных, этот предел не за горами — природных ресурсов хватит до конца XXI века.
А что дальше? Волей-неволей, человечеству придётся искать альтернативные источники энергии, изобретать новые конструкционные материалы, синтетические продукты питания. А потом… заселять новые планеты.
Однако вернёмся к Золотому веку. Мы знаем, что ничего не знаем. Золотой век никто не видел, в нём никто не жил. Может быть, это — Рай? А может, век Света. Век единения людей и Бога. Может, в Золотом веке наступит эпоха, когда люди вознесутся к иной сфере — сфере Духа. Хорошо бы.
«Сначала это будет Дух Земли, — писал французский философ Пьер Тейяр де Шарден. — Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии — Второму Пришествию Христа, призыву к Христу о движении навстречу», потом человечество достигнет высшего потолка эволюции — «точки Омега»,
Такое даже трудно представить. Но то, что Золотой век лучше Апокалипсиса, не вызывает сомнений. Он предполагает движение вверх, значит, диалектическое развитие мира.
Пусть в наших мечтах царит Золотой век.
Пусть Свет доминирует над Тьмой.
Пусть каждый из нас понимает ответственность за судьбу мира.
Пусть каждый осознает: «Тьма есть в нас, и Свет есть в нас, но мы не Тьма, мы Свет. Тьма есть, но она наносная, это не наша сущность. Наша сущность — Свет».
Эти слова сказал Анхель Куатье, а к ним добавил: «Человек — это матрёшка. Он одновременно и дух, и собственно человек, и здравый смысл. Это как бы три разных мира. Если превалирует один из них, то неизбежно возникает дисгармония» (Анхель Куатье, «Интервью издателю»).
Если оттолкнуться от этой мысли, Золотой век наступит тогда, когда земная гармония превысит земную дисгармонию, когда конструктивный этап сменит репродуктивный, когда HOMOCREATIVE (человек творящий) заменит HOMOREACTIVE (человека реагирующего).
Рискну предположить, выбор между Светом или Тьмой — не что иное, как выбор между Умом и Разумом, Интеллектом и Душой, ведь Ум — всего лишь познавательные и аналитические способности. Разум — это не Ум. Разум — одна из форм человеческого сознания.
Если выберем Ум, получим технократическую цивилизацию, с ней — Апокалипсис.
Если предпочтём Разум, приблизимся к Душе, значит — к Богу.
Думаю, тогда и наступит Золотой век. И для Земли, и для всего человечества.