Тут надо отметить, что те, кто отмахивается и протестует — да ничего я не выбирал! — сознаются как раз, что они сделали выбор — ничего не выбирать, а следовать тому, что сложилось, как бы, само.
Направления жизни легче описать метафорически, через выбор привычной и любимой роли. Например, так.
Роль романтика.
Мечты и желания романтика направлены на «всё хорошее, против всего плохого».
У него много обобщений: мир и люди — добрые, дети вырастут хорошими, только не мешайте, пусть в мире растут все цветы, добро всегда побеждает зло,
Сталкиваясь с реальностью, романтик больно ударяется головой о жёсткое противоречие между жизнью и своими представлениями о ней.
Часто, от безысходности, бросается в другую сторону и вырывается из своей роли: я вас всех люблю, а вы меня нет, за это я вас всех ненавижу!
Направление жизни романтика не позволяет ему воспринимать реальность с разных сторон, он не готов к внезапным трудностям и опасностям мира людей, которые живут далеко не романтическими представлениями.
Например, следующие персонажи.
Роль дикого животного.
Их мир — дикий лес, где сильный поедает вкусного, и главное, быть сильным, а не вкусным.
Люди, выбравшие направление жизни дикого животного, стараются жить за счёт других, они всегда готовы взять своё, чьим бы оно не было.
Своим считается всё, что нравится и можно отобрать. Дикое животное уважает и понимает только силу: например, романтик для него, что ягнёнок для волка, призывы к гуманности и справедливости — пустой звук. Единственный аргумент для дикого животного — пистолет у виска или страх иного наказания. Роль оправдывается суровыми условиями жизни и наличием тупого дикого стада вокруг. У этого животного есть подвид.
Роль животного обыкновенного.
Вообще, порядочное животное имеет вполне понятные потребности: поесть, поспать, поиметь. В отличие от дикого животного, которое всё получает за счёт других, обыкновенное животное свои потребности удовлетворяет за свой счёт.
Люди, играющие роль обыкновенного животного, честно получают блага, без особого криминала, чтобы купить еду, выспаться в безопасном месте, лучше в доме за большим забором, поиметь кого-либо в широком смысле этого слова.
Им на весь лес наплевать, главное, чтобы не было беспредела, иначе они легко превращаются в диких животных, а это повышает уровень опасности. Стираются все правила, кроме одного — кто сильнее, тот и прав.
Роль сильного цивилизатора.
Добро должно быть с кулаками. И с мозгами. Это направление жизни цивилизованного лидера, а не главаря беспредельной банды. Свои правила. Кто исполняет, тот и свой. Хотя есть и чужие, своим — добро, чужим — кулаки. Присмотритесь к руководителям процветающих компаний с хорошо организованной корпоративной культурой.
Как правило, это хорошие организаторы, которые умеют устанавливать простые и понятные правила, которые устраивают всех в рамках корпорации. А кто не в рамках, тот чужой, например, конкурент по бизнесу.
Роль Человека с большой буквы.
Это направление жизни в заботе о мире и людях в общем. Не только о «своих» в борьбе с чужими. Для этой роли, кроме силы и мозгов, надо ещё понимание своей миссии, того, что Человек с большой буквы оставит после себя.
Роль непростая, но все величайшие учителя человечества шли этим путём. Вряд ли сейчас возможен новый Будда, но путь всегда открыт.
В человеке могут присутствовать все роли, но разница в деталях.
Кто-то начинает жизнь в диком лесу и так из него и не выбирается, а кто-то проходит путь от дикого животного до Человека с большой буквы. Есть и те, кто, будучи сильным руководителем (цивилизатором), скатывается в роль обычного животного.
Есть предположение, что при самых разных жизненных обстоятельствах, человек, находясь в любой роли, может стремиться стать Человеком с большой буквы и на этом пути обрести своё счастье.