Без эмоций жить очень выгодно:
Можно невозмутимо вести дела: «Ничего личного, это только бизнес, детка».
Придерживаться логики и отлично организовать свою жизнь. Делать то, что важно, нужно и правильно. Поступить в правильный вуз, выйти замуж за нужного человека, работать там, где хорошо платят.
Только отчего тогда появляется эта тоска внутри? Пустота, которую ничем не заполнить… Это чувство нехватки, обделённости и непреходящего голода.
Цена бесчувствия высока — жизнь наполовину. Как будто вдруг исчезли запахи и звуки. Раньше были, а сейчас нет. Жить можно. Но чего-то постоянно не хватает. Как если бы какая-то важная часть личности замерла.
Решение не чувствовать приходит в разном возрасте.
К кому-то в детстве. Прекратить чувствовать, замереть — становится для ребёнка единственной возможностью выжить. Чтобы не обезуметь от переживаемой боли и ужаса, он «прикручивает громкость» чувств, да так и оставляет этот датчик в том же положении на всю жизнь. Для безопасности.
Став взрослым, человек никак не может получить удовлетворение, ничто его не насыщает. Он всё время что-то ищет. Однажды поняв, что ищет, и не в силах найти потерянную часть себя, начинает по крупицам собирать умение радоваться, испытывать удовольствие, чего-то по-настоящему хотеть.
Решение заглушить чувства, запихнуть все свои переживания куда подальше принимается и во взрослом возрасте — как реакция на пережитую боль, потерю, разочарование.
И начинается жизнь в скафандре, в броне из собственных защит, без позволения себе испытывать хоть что-то. С огромной пустотой внутри.
Быть живым — это большой риск. Мы боимся чувств. Они делают нас уязвимыми.
Многие из нас научились множеству уловок, чтобы не входить в зону чувств, не проживать их с полной силой:
Быстро отвлечься и начать что-то делать, неважно что.
Не осознать, что происходит и позволить себе это пережить, а рассеять возбуждение через действия. Быстро переключиться на что-то другое и уйти в суету. Это позволяет не встречаться с сильными эмоциями и не решать важные для себя вопросы. В обществе считается, что
Многие люди впадают в состояние, подобное наркотической зависимости от своих дел, бессознательно стремясь к тому, чтобы у них не оставалось времени для «ненужных мыслей».
Выпить, поесть, покурить.
Быстро снять напряжение, даже не осознав, что вызвало тревогу, которая поднялась за секунду до острого желания что-то в себя запихнуть — влить, втолкнуть или вдохнуть. Все формы зависимостей — алкоголизм, курение и переедание — это привычные механизмы защиты от эмоций, которые личность предпочитает не осознавать и не проживать. Способы отреагирования эмоций.
Купить что-нибудь.
«Заглотить» очередную «нужную вещь». Заглушить хоть на время свой эмоциональный голод и «накормить» тревогу.
Заняться сексом.
В этом случае своё собственное тело или тело партнёра воспринимается просто как объект для манипуляций. Роль другого человека как личности в этом процессе очень незначительна — он просто используется как наркотик для успокоения.
Найти человека, к которому можно было бы привязаться.
Как ребёнок ищет мамочку, которая о нём позаботится и наполнит его любовью, так и многие люди ищут этот материнский или отцовский объект вовне. Как у птенцов в гнезде, их рты всегда открыты, они ждут постоянной помощи, поддержки и участия в своей судьбе. И здесь часто слышится разочарование и упреки в том, «что он или она не заботятся обо мне, не ценят и не любят».
Отреагировать стыд, страх, вину через агрессию.
Агрессивная вспышка помогает выпустить пар, снять напряжение. Но проблема, ради решения которой это напряжение поднялось, не решается. Вся энергия уходит в «пшик».
Как тело нагоняет температуру, чтобы победить вредоносные микробы, так и психика поднимает напряжение, чтобы решить стоящую перед личностью проблему. Но вместо того, чтобы использовать энергию на осознание и решение задачи, температуру сбивают, а пар выпускают в никуда. До нового приступа.
Привычка полностью не осознавать чувства приводит к тому, что человек не распознаёт психическую угрозу. У него просто возрастает потребность в лекарствах, еде, сигаретах, алкоголе.
Бывает так, что даже услышать собственную тревогу люди не в силах.
Наши эмоции — это не только реакция психики, но и реакция тела. Любая эмоция сопровождается определёнными ощущениями в теле. Тело человека серьёзно включается в проживание каждой эмоции.
Заглушая психику, мы вынуждаем тело выражать эти эмоции за двоих. Таким образом формируется психосоматический симптом. Если человек не может позволить себе проживать эмоции с помощью психики, ему придётся их проживать с помощью тела. Все психосоматические симптомы — это вытесненные, «не разрешённые себе» эмоции. Многократно повторенные, они формируют психосоматические заболевания.
Врачи выделяют перечень чисто психосоматических заболеваний, так называемую «чикагскую семёрку заболеваний»: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертиреоз, сахарный диабет.
Это те заболевания, в которых психосоматический фактор является ведущим. Но всё больше психотерапевтов склоняются к тому, что решение болеть или не болеть любым заболеванием остаётся за самим человеком.
Но бывает, психологическая защита от эмоций настолько велика, что человек не даёт даже возможности телу поболеть — хоть как-то прожить вытесненные чувства. И тогда, как в кипящем котле, крышку которого завинтили гайками, происходит взрыв. Внезапные смерти от инсультов, инфарктов, ни с того ни сего обнаруженный рак на последней стадии у, казалось бы, здоровых и молодых людей — всегда шок.
Ценой бесчувствия становится жизнь.
Почему-то мы созданы чувствующими. И эту нашу способность и особенность от нас не отделить. Такова наша природа. Пока мы чувствуем, мы живы.