И вы лично записали всё отсель досель. И даже в каком месте будете плакать и как именно поджимать губки, что говорить мужу, когда он будет задерживаться на работе, и по каким именно признакам будете этого самого мужа выбирать.
Слово в слово записали, когда стояли в мокрых ползунках в кроватке и смотрели, как папа что-то говорит маме, а она обижено отворачивается и задирает подбородок вверх, чтобы нахлынувшие слёзы так и остались на глазах. Но всё равно два предательских ручейка потекли по щекам. И вот мама вытирает их рукавом и отворачивается к окну, на пути встречаясь с вами глазами.
«Запомни, дочь. Мужики сволочи. Они никогда нас не поймут. Не оценят. Поэтому просто терпи».
Реклама
И не говорила она в этот момент ничего. Даже если бы и сказала, не поняли бы вы ни слова. Но она передала всю свою боль и донесла суть.
Или вот: мама красится, смеётся, кружится по комнате в новых демисезонных сапогах — красота да и только, можно с подружками на танцы срулить. Зашёл дед. «Куда это ты собралась? У тебя же дети — а у тебя танцульки на уме?!» И обречённый мамин вздох и покаянный взгляд.
«Запомни, дочь, с появлением детей жизнь заканчивается. Если ты мать, то ты автоматически перестаёшь быть красивой и желанной».
Ночь. Мама стирает. Во дворе полощет бельё и вешает, подпирая верёвку длинной рогатиной. Папа спит. Все спят. Мама пришла с работы, приготовила, помыла полы, на стирку осталась только ночь. За окном слышен гулкий звук набирающейся в тазик воды и плеск — раз-два-три-остановка, раз-два-три-остановка, раз-два-три-отжим. Встряхнуть и повесить.
«Женская доля — эта работать, не покладая рук. Все могут отдыхать, мужчина может спать, а женщина должна мыть, стирать и готовить. А завтра с утра снова бежать на работу».
Но она ведь тоже была маленькой, наша мама. И получила свои уроки судьбы. Как бабушка относилась к деду. Как она считала, что он «не её ума». И замуж надо выходить именно за такого, за доброго, но глупее тебя. Поскольку уже понятно, как с таким жить.
«Мужик должен… Женщина должна… Настоящая мать… Хорошая дочь… Умная девочка… Воспитанный ребёнок…»
Как жить, кого любить. Что можно, что нельзя. Всё прописано и передано в полной сохранности по наследству от матери к дочери, от отца к сыну. И выбираем мы себе «половинку», подходящую нам по нашему жизненному сценарию. Именно такую, как надо, чтобы страдать, как мама, и жить, как бабушка. Иначе — как по-другому? Вы знаете как?
У каждого из нас свой набор убеждений в виде мифического талмуда — свода правил, жизненных принципов — как надо жить. Бережно в холщовой тряпице он передаётся из поколения в поколение женщинам — по женской линии, мужчинам — по мужской. Этот талмуд в «оцифрованном» виде впитывается нами с молоком матери и передаётся нами нашим детям.
«Учись, девочка, так надо жить». «Смотри, сын, вот она мужская доля».
И мало кто из нас в своей жизни задумывается — а почему так? Почему я выбираю именно таких мужчин? Почему строю именно так свою жизнь? Почему для одних всё просто — и деньги и победы, а мне надо пострадать и всю жизнь себе поисковеркать. Кто мне дал такую установку?
Никто не давал. Сами взяли. Что было, то и взяли.
Но если для бабушки в послевоенные годы было важно детей поднимать, за мужика двумя руками держаться и во всём себе отказывать, то вам уже вроде незачем…
Но программа прописана. И первый шаг — это понять, что, собственно, вам передали по наследству.
Я приведу в пример три жизненных сценария, возможно, среди них, вы узнаете свой.
1. Идеальная семья. «Всё должно быть идеально». Важно, «что скажут соседи». Семья, растящая медалистов и перфекционистов.
При любом раскладе «сохранить лицо». При этом нельзя, чтобы кто-то догадался, каким трудом всё это даётся. «Чтобы всё было, как у людей», «чтобы не хуже других».
Высокий уровень показушничества и работы на публику.
Конфликты сглаживаются, лишь бы сохранить видимость «прекрасной семьи».
Цена такого сценария: постоянная необходимость держать марку, оправдывать чужие ожидания, задвигание личных интересов и собственных нужд, бесконечная ложь себе и другим.
Сжирание себя изнутри «внутренним критиком». Что бы ни сделала, всё плохо, всегда есть к чему прикопаться, всегда «недостаточно хорошо».
Как следствие — развитие зависимостей и психосоматических болезней. Куда-то же надо сливать всю ту гамму чувств, которая удерживается внутри за маской правильности и благополучия?
Вопросы к себе. Если вы узнали в этом сценарии семью, в которой воспитывались в детстве и по чьим установкам неосознанно стали строить свою жизнь, то можно задать себе пару вопросов для осознания и видения всей картины:
Почему необходимо было постоянно доказывать свою «достойность»?
Что там было такого постыдного, что нужно было скрывать?
От чего пыталась «отмыться» бабушка, прабабушка или мама?
Почему вам лично сейчас так важно признание и уважение общества?
Очень редко мы помним весь контекст, до нас доходят только отголоски, обрывки воспоминаний и ощущение…
«Такое ощущение, что они всегда чего-то боялись… Что-то пытались скрыть… Мы были какие-то неполноценные, не такие. Нам надо было доказывать, что мы достойны, что мы такие, как все».