Есть места, где встречаются борцы, а есть обыденная спокойная жизнь. И если борец в обыденной жизни будет выскакивать из-за угла и колотить благодушных прохожих, то адекватность его окажется под большим сомнением. И прав будет тот, кто организует сограждан, чтобы обеспечить ему безопасную жизнь в ограниченном пространстве. После чего выглядеть достойно можно будет только вместе с этим пространством.
Пенитенциарная система вроде бы никого не делает счастливым. Принудительная психиатрическая помощь осчастливить может, но не так, как хотелось бы. Потому прирожденные борцы в основном отказываются от физической агрессии, обходясь словесным самовыражением. Это может быть и ненормативная лексика, и словесное нападение на тех, кто в чем-либо провинился. В отличие от праведного гнева, ярость удовлетворяющего инстинктивную потребность борца не имеет глубокой подоплёки. Два-три вопроса — и ему нечего сказать. То есть сказать спокойно и разумно — нечего, а орать-то он может еще долго и даже как будто не совсем бессмысленно.
Орет — и пусть себе орет. Как говорили полвека назад, такому «ноль внимания, фунт презрения» или «поорет и успокоится» (NB: «поорет и успокоится» говорилось про гнев взрослого, а не про плач ребенка!).
Но есть люди другие, не орущие и как танк не прущие. Та же позиция борца, тот же поиск адреналина, но в трусливой модификации. Они говорят мягко, спокойно, но — гадости. Многие жены страдают от пассивно-агрессивных мужей, не решаясь это прекратить, потому что платой за покой будет потеря благосостояния и гораздо большие беспокойства нищей жизни. И мужья бегут в работу и к любовницам от пассивно-агрессивных жен, если не хотят со временем увидеть врагов в собственных детях. А каково ребенку с неродным родителем? Вроде бы не обижает, делает полезные замечания, но почему-то жить становится тошно. Бывает, конечно, иначе, но очень уж редко. В большинстве случаев ребенок от предыдущего брака живет в такой атмосфере, что знай об этом мать заранее, ни за что не стала бы разрушать семью с его родным отцом. Да и папа не считал бы, что без него может быть лучше.
Агрессия в форме словесной критики недалеко отстоит от конструктивной критики в вынужденно агрессивной форме. Хотя принято считать, что последняя приносит немалую пользу обществу.
Для тех, кто верит в то, что критика улучшает этот мир, и хотел бы участвовать в улучшении, напишу несколько правил.
Критикуемому поневоле будет казаться, что он не нравится, если нет убеждения в обратном. Потому критика уместна только после твердого установления доброжелательных отношений и когда очевидно, что такие отношения наверняка будут поддерживаться несмотря ни на что. Трудное для исполнения правило, правда?
Не надо критиковать то, что изменить невозможно или трудно. Как бы ни хотелось высказать свое мнение, следует воздержаться, потому что человеку, который не может ответить действием, станет просто плохо и следом испортится еще многое другое.
Хвалить — публично, корить — лично. Наоборот поступают лишь те, кто занят установлением своего места в иерархии, или те, у кого с осознанием собственных действий большие проблемы.
Критикуйте только то, в чем достоверно разбираетесь лучше критикуемого. Если можете с легкостью заменить его и добиться лучших результатов в чем-то конкретном. У того, кто имеет о деле поверхностные общие представления, бывает ложная убежденность, что всего можно добиться иначе, проще и лучше. Но реальность берет свое, и практик проходит к цели лучшим из доступных, а не умозрительных путей. Критик в глазах практика — просто дурак. Хотя в глазах других критиков может быть кем угодно. Но мы ведь говорим об улучшении мира, а не о самовозвышении.
Следовать этим правилам настолько трудно, что разумные добрые люди почти не критикуют других. Есть много других способов повлиять на ситуацию в лучшую сторону. Ну, а те, кому важно занять позицию сверху, действуют наоборот и тем вернее достигают нужного им успеха, чем сильнее вредят нашему доброму миру. Потому их успех — это наш общий провал. Пожелаем же себе, чтобы таких провалов у нас было как можно меньше. И постараемся защититься писаными и неписаными законами от морального насилия так же, как от физического.