Дело в том, что человеческая память оперирует информацией, взятой из отнюдь не объективной, а только лишь субъективной реальности. Причем вторая зачастую во многих вопросах расходится с первой. Это происходит не специально, по некому злому умыслу, просто для максимального облегчения умственной деятельности человека вся новая информация, получаемая человеком, встраивается в контекст всего прошлого опыта человека или той части, которая связана с неким конкретным предметом.
Таким образом, объективная реальность состоит из точных фактов, а субъективная — из фактов и упрощающих взгляд на ситуацию домыслов. Скажем, «Мы договорились встретиться с подругой Машей на остановке и пойти погулять в парке. Я увидела Машу, когда она выходила из автобуса. Маша была огорчена домашней обстановкой» — это субъективная реальность. А «Мы договорились встретиться с подругой Машей на остановке и пойти погулять в парке. Я увидела Машу, когда она выходила из автобуса. Маша ехала на автобусе, который останавливается возле ее дома, она не улыбалась, у нее были влажные глаза и она шмыгала носом» — объективная.
Если рассматривать условную субъективную реальность, мы получаем «на выходе» некое представление о том, как сейчас стоит вести себя с Машей — попытаться отвлечь ее какой-то активностью, пошутить, предложить покататься на каких-нибудь аттракционах или предложить пофотографировать ее на фоне клумбы для аватарки в социальных сетях. Если же рассматривать объективную, то все становится не таким однозначным. Может, у нее влажные глаза и насморк не от слез, а от аллергии, потому цветы тут совсем «не в тему» и не расстроена она, а просто устала или же отсутствие улыбки — её обыкновенное выражение лица в спокойном настроении.
Но вернемся к ностальгии. Во-первых, человеческое внимание избирательно: мы склонны чаще замечать то, что соответствует нашим представлениям о мире, чем-то, что не соответствует. Потому если у кого-то есть положительная картинка в сознании «мне было хорошо на Родине — у меня было много друзей, интересная работа, я жил в экологически чистом месте», то из этой картины вытесняется то, что друзья были скорее неблизкими приятелями, хоть и веселыми, и с близкими взглядами на жизнь, а за работу удручающе мало платили.
Во-вторых, часто люди интерпретируют события согласно социальным шаблонам. Например, согласно концепции «беззаботное детство» — несмотря на то что, скажем, родительская семья жила достаточно бедно, а сейчас человек в состоянии заработать не только на нужды, но и на все свои желания, да и во взрослой жизни свободы все-таки оказалось больше…
Ну, и в-третьих, стоит вспомнить поговорку «если человеку сказать триста раз, что он свинья, то он и захрюкает» — поскольку все новые знания «вписываются» в уже существующее представление о мире, а внимание, как уже было сказано выше, избирательно, то система поддерживает сама себя. Допустим, человеку несколько раз ляпнули, условно говоря, что «после универа жизни нет, только работа-работа-работа», и он замечает только признаки того, что так и есть, и сам начинает неосознанно строить свою жизнь так, чтоб подтверждать этот шутливый тезис.
Да и просто бывает приятно пофантазировать, покрутить в своем сознании приятное «кино». Таким образом, «когда я вырасту» и сменяется на «когда я был маленький»…