Кумир, именно в таком качестве, появляется у человека в тот момент, когда он особенно остро ощущает свое несовершенство и стремится скомпенсировать свои недочеты, мнимые или реальные дефекты достоинствами своего кумира. Так появляется стремление присвоить своего «идола», «взять» у него то, нехватку чего чаще всего чувствует подросток, потому слово «кумир» тут как нельзя кстати! Как будто тинейджер не развешивает плакаты в комнате, ходит на все концерты и подражает в стиле одежды объекту своего обожания, а, как древний человек, исступленно молится перед идолом и просит у божества, которое тот олицетворяет, дать часть своей силы, проявить через него какой-то свой аспект, чтобы стать успешным. Это — одна из глубинных, въевшихся в подсознание за множество поколений ситуаций, потому «выкинуть» ее из человеческой психики практически невозможно.
Конечно, потом кумиры уходят. Тогда, когда приходит их время. Поскольку так уж устроена человеческая психика, что те качества характера и зачатки талантов, которые восхищают человека в его кумире и которые он так жадно стремится заполучить, у него уже есть, но бурно отрицаются. Ведь невозможно восхищаться, скажем, игрой на музыкальном инструменте, не имея склонностей к музыке; последние воспримут музыку просто как фоновый шум. И когда человек открывает в себе свой талант или качество, поклонение кумиру сходит на нет, а интерес к нему перерождается в обычное хобби.
Долгое время кумирами были преимущественно живые люди: разные известные эстрадные исполнители, театральные актеры и звезды кино, радио- и телеведущие, фотомодели и спортсмены, современные писатели. И сейчас они не теряют своих позиций, но на смену им приходит новое поколение кумиров, качественно другое — персонажи.
В живом человеке, певце или актрисе, достаточно легко разочароваться «не вовремя», услышав о каком-то аморальном поступке «звезды» или увидев в её поведении, манерах что-то отталкивающее в те моменты, когда кумир не выступает на сцене, а общается с поклонниками и раздает автографы. Подобные «разрывы шаблона» очень неприятны для подростков, поскольку выясняется, что пытались они «присвоить» качество не у некого идеала, а у обычного и довольно неприятного человека. С персонажами такого нет.
Кто же персонажи? Образы из книг, фильмов и сериалов — они уж точно будут вести себя все время согласно своему амплуа, быть такими, какими их задумал автор. Также в последнее время начало набирать обороты историческое фанатство — когда кумиром выступает исторический персонаж. Причем не обязательно это должен быть какой-то политический деятель прошлого, как некоторые предполагают, услышав о таком явлении впервые. Гораздо чаще такими объектами интереса оказываются ученые, композиторы, художники, писатели. Их любители старательно изучают не только творчество, но и читают отзывы современников о своих кумирах, пытаются восстановить их быт и то, какими они были вне своего «фасада», сочиняют истории в духе «один день из жизни такого-то» или «если бы такой-то попал в будущее и встретился мне», оформляя их как литературные произведения или комиксы.
Я подозреваю, что подобные кумиры-персонажи со временем постепенно вытеснят в подростковых умах живых кумиров, поскольку они более идеальны и как бы изначально созданы для того, чтобы быть такими. Примерно как современная пластмассовая игрушка, купленная в магазине родителями для ребенка, и грубовато-самодельная, сделанная из подручных материалов самим ребенком.