Детскую нейропсихологию выделяют в отдельное направление, но ее основателем, как и общей нейропсихологии, был Александр Лурия. Многие его работы посвящены развитию речи и интеллекта у детей. Впоследствии другие ученые, например, Симерницкая, Семенович, Хомская, Ахутина и прочие, разработали развивающие и психокоррекционные программы. Нейропсихологи занимаются как со здоровыми, так и с больными детьми.
В современных условиях у детей часто бывают проблемы с адаптацией в школе. Учитывая, что дети идут в школу в шесть лет, многие из них оказываются не готовыми к умственным и физическим нагрузкам. С каждым годом требования школьной программы становятся все выше. Дети плохо себя ведут, отказываются идти в школу, быстро устают. Родители нередко игнорируют проблему, считая, что со временем пройдет само собой. При этом ребенок страдает сам и мучает родителей, которые считают его непослушным и неуправляемым. Кроме того, неуспеваемость приводит к разным психологическим проблемам. Возникают страх, тревога, неуверенность в себе, чувство «неудачника», трудности в общении с одноклассниками.
К нейропсихологу можно обратиться, если у ребенка отмечают следующие проблемы:
Ребенку надо идти в школу, и родители хотят убедиться, отвечает ли он нормам возрастного развития, то есть готов ли он к школьным нагрузкам.
Если ребенку сложно учиться в группе из-за особенностей своего развития, у него постоянная неуспеваемость. Отмечается частая рассеянность, сложности в запоминании информации, неусидчивость, невнимательность и тому подобное.
Если ребенку трудно считать, писать, читать, а дополнительные занятия с педагогами не дают видимых улучшений. Например, при дислексии возникают сложности в овладении чтением при достаточном уровне интеллектуального развития и речи. Ребенку трудно складывать слоги в слова, в результате он не очень хорошо понимает прочитанное. Также могут быть сложности в овладении письмом.
Ребенок родился недоношенным, была родовая травма, он перенес инфекционные заболевания в первые месяцы жизни, а также энцефалит, менингит или черно-мозговую травму. В таких случаях нужно определить, как эти болезни отразились на работе мозга.
Нейропсихолог работает и с больными детьми. Например, если у ребенка задержка психического развития, то с ним нужно дополнительно заниматься с использованием специальных развивающих методик. С детьми, которые отстают в речевом развитии, проводят различные коррекционные упражнения. В отличие от логопеда, нейропсихолог вначале проводит диагностику того, насколько сформированы определенные участки мозга, отвечающие за развитие тех или иных функций. Консультация нейропсихолога также нужна детям с такими диагнозами, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), аутизм, тик, энурез, астения, психосоматические состояния и тому подобное.
Нейропсихологическую коррекцию лучше всего проводить в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят активные процессы формирования мозга, а также берется во внимание ранний опыт развития ребенка.
Во время консультации в первую очередь проводят диагностику с помощью специальных упражнений, для того чтобы определить, насколько развитие ребенка соответствует возрастным нормам. Тесты проводятся в форме игровых упражнений, которые позволяют определить степень сформированности связей между разными участками мозга.
После этого проводится коррекционная работа. Она тоже проходит в виде игровых упражнений. Они направлены на сенсорную и двигательную сферу ребенка, развитие мелкой и крупной моторики, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи. Большинство упражнений были разработаны такими учеными, как А. Лурия, Л. Цветкова, А. Семенович, и используются большинством практикующих нейропсихологов. Занятия могут проходить индивидуально или в небольших группах. Длительность психокоррекционной работы зависит от уровня развития ребенка. Также упражнения необходимо делать дома, чтобы результат был более эффективным. Игра — одно из необходимых условий развития детей, поэтому дома надо чаще играть, чтобы развитие ребенка шло естественным путем.
Поддержка родителей и доброжелательная атмосфера в семье — одно из главных условий того, что ребенок будет расти здоровым.