Авторство термина «акцентуация» и классификации типов акцентуаций принадлежит выдающемуся немецкому психиатру и психологу XX века Карлу Леонгарду, хотя сами типы известны с давних пор — Леонгард во второй части своей главной книги «Акцентуированные личности» анализирует поведение героев Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Сервантеса, Бальзака, Гете, Стендаля с точки зрения своей классификации.
Акцентуация — это зыбкая и подвижная грань между личностным расстройством и нормой, уязвимое место, ахиллесова пята, которая может осложнить жизнь самому человеку и его окружению. Это не тот случай, когда надо сдаваться психиатру, но самое время остановиться и прислушаться к себе: что не так и на что надо обратить внимание. Узнать свои особенности можно с помощью самонаблюдения и самодиагностики, но всегда есть риск нарваться на сомнительную литературу или найти у себя все, включая родильную горячку.
Для иллюстрации восьми типов акцентуаций используем восьмигранник. Пока просто перечислим его углы в соответствии с упрощенной классификацией типов: демонстративный, тревожный, эмотивный, целеустремленный, педантичный, импульсивный, оригинальный. Эти названия уже дают общее представление о личностных особенностях каждого типа. Методика «Характер и профессия» дает возможность построить свой восьмигранник, в котором выпирающие углы будут означать выраженные личностные особенности.
Все эти особенности есть в каждом человеке, индивидуально только их соотношение. Из них, как из цветов палитры, складывается картина личности. Если одной краски в нашем характере слишком много, то есть какие-то черты гипертрофированы, есть риск уязвимости и возможных трудностей, которые психолог
• невротический склад личности, проявляющийся в необоснованной тревожности и обостренной чувствительности;
• эгоистический склад личности с отчетливой доминантой на себе, при которой другие люди воспринимаются лишь как средство достижения своих целей;
• импульсивность, когда человек идет на поводу своих желаний и плохо переносит отсроченность их исполнения;
• ригидность установок, закрывающая доступ к новой информации, сужающая возможности;
• эмоциональная холодность, препятствующая полноценному общению;
• нереалистичная самооценка, основанная на искаженном самовосприятии.
Сам Леонгард писал, что в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд, поэтому понимать природу и механизмы акцентуаций важно не только психотерапевтам и психологам.
Учителю и воспитателю необходимо различать типы акцентуаций для того, чтобы правильно выстраивать отношения с детьми, видеть причины плохого поведения и выбирать оптимальные модели общения. От психологической грамотности педагогов и родителей зависит жизнь и здоровье детей. Эффективная профилактика отклоняющегося поведения, различного рода зависимостей, детской жестокости, суицида невозможна без понимания индивидуальных особенностей акцентуированных личностей — то, что уместно и необходимо для одного, недопустимо для другого.
Долгие годы борьба с подростковой наркоманией сводилась к запугиванию в форме сюжетов о страшных последствиях для здоровья. Но это действует только на тревожно-мнительных ребят, которых не так уж много, а демонстративных и гипертимных может только раззадорить и подтолкнуть к экспериментам.
Сколько детей можно было спасти, распознав сигналы о помощи, которые они нам посылали, прежде чем шагнуть в никуда! Сколько производственных и семейных конфликтов можно было бы предотвратить, научись мы сглаживать свои углы и прижимать свои иглы!
Но пока тема акцентуаций вызывает практический интерес больше специалистов по рекламе и маркетингу.