И в этом, собственно, и заключается вся проблема. Потому что слова обладают одним очень неприятным свойством — они начинают подменять человеку реальную жизнь. Ту жизнь, которая была до слов.
То есть реальность, вообще-то говоря, человек воспринимает без слов. Он ее видит, слышит, ощущает — но он ее не думает. По крайней мере, сначала. Но потом поверх чувственного восприятия реальности начинают накладываться слова — и начинаются проблемы.
Почему именно проблемы? Потому что помимо, так сказать, «реальности первого уровня», у человека возникает «реальность второго уровня», состоящая из слов. Точнее, даже множество «реальностей второго уровня», потому что одну и ту же чувственную реальность можно описывать словами совершенно по-разному. Словами вообще можно описывать то, чего нет в реальности — то есть врать. Врать без слов, кстати, невозможно. Ложь — это функция слов.
И этих словесных реальностей становится со временем слишком много. Они становятся слишком сложными и запутанными. Человек придумывает их сам и черпает у других людей — и, в конце концов, все больше и больше запутывается в словах.
То есть человек в своей жизни начинает реагировать не на то, что он видит, слышит и ощущает непосредственно — а на слова, которые он думает, слышит или читает. Зациклился он на словах, что все люди враги — будет с ними враждовать. Зациклился на словах о том, что может проходить сквозь стены (радикальный пример, конечно) — будет биться о стены лбом. Зациклился на словах, что он ни на что не способен — и никогда даже не попробует сделать хоть что-нибудь, чтобы проверить свои силы.
Все это — слова. В непосредственно воспринимаемой реальности всего этого не происходит. Но человек настолько окружил себя словами, что непосредственно воспринимаемую реальность просто перестал замечать. Она скрыта от него за бесконечной чередой слов. Он перестал ее замечать.
Человек начинает верить в слова. В идеи. В концепции. Жить, исходя из них. И удивляться, почему в жизни происходит вовсе не то, что должно происходить, если исходить из тех слов, на которые он ориентируется. Но он продолжает точно так же ошибаться — поскольку что-либо, кроме слов, он замечать уже разучился.
Как же решить эту проблему? Ответ очевиден: начать уменьшать концентрацию слов в своей жизни. Меньше читать слов. Меньше говорить слов. Меньше слушать слов. Больше обращать внимание на те части реальности, где слова отсутствуют.
Если вы начнете так поступать, вы постепенно начнете замечать первичную реальность — которую вы просто видите, слышите и ощущаете. Начнете видеть свет солнца. Слышать шум реки. Ощущать землю у себя под ногами. Воспринимать элементарные вещи, которые вы давно разучились воспринимать.
И тогда вы внезапно обнаружите, насколько те слова, на которые вы ориентировались раньше, не соответствуют действительности. Насколько они искажают ее. Насколько ее упрощают. И насколько запутанными выглядят другие люди, до сих пор находящиеся в плену слов.
И тогда вы сами, наконец-то, перестанете быть рабами своих слов. Вы, наоборот, станете их хозяевами. Вы сможете использовать любые слова, какие вам вздумается — поскольку это всего лишь слова, то какая разница? Вы сможете начать играть словами. Вместо того, чтобы позволять словам играть вами.
Но для этого вам надо научиться видеть мир без слов. В этом нет ничего сложного. Просто вы привыкли обращать внимание только на слова. Точно так же вы сможете научиться обращать внимание не на слова — тем более что в глубоком детстве, до того как вы овладели языком, вы только не на слова внимание и обращали.
Слова — это инструмент. Всего лишь инструмент. Инструментом можно и нужно пользоваться, но не во вред себе. И если в данный момент этот инструмент вам не требуется — отложить его в сторону. Начать обращать внимание не на инструмент, а на всю остальную жизнь, которая разворачивается помимо него.
В конце концов, очень странно жить исключительно ради инструмента.