Несмотря на явное сходство, авторы различаются в столь существенных деталях, что их труды никак не могут считаться теорией и ее трактовкой. Скорее всего это два самостоятельных труда. А истина в гуманитарном знании свободно гуляет, где ей вздумается, и никакими обязательствами себя не связывает.
В ТУАИ девять уровней. Ни первый, ни девятый мне встречать не приходилось, а во всех остальных периодически пребываю, одному из них отдавая предпочтение. Первый — совершеннейший примитив, которому до «вот поели, теперь можно и поспать» еще расти и расти, последний — тотальная ответственность и абсолютная эффективность, как у Бога. Иногда кажется, что сидящие в компьютере вляпались в первый уровень, но мнят себя девятым.
Второй уровень живет в своем ритме, циклично прокручивая день за днем одни и те же процессы. На работу — с работы. Перед школой позавтракать, после школы на тренировку. Моет руки перед едой, чистит зубы перед сном, ходит в кино по воскресеньям. Ничего плохого в этом нет. Среди них есть и трудоголики, и лентяи, невозмутимые и истеричные. Лень и истерика по расписанию? Почему бы нет.
Третий уровень стремится к чему-либо. Видит цель — препятствий не замечает.
Четвертый играет роли. Мать, жена, мастер, начальник, супермен, рохля и прочее. Если человек ритмично живет в роли, но утратив роль, утрачивает и ритм, то он скорее на четвертом уровне, чем на втором. А если спокойно выходит на пенсию и продолжает жить в прежнем ритме новыми интересами, то скорее второй, чем четвертый.
Пятый предприимчив. Если достиг или утратил цель и растерялся, то это похоже на третий уровень. А если не успел осознать достижение, как уже обрел новое стремление, и не одно, то это похоже на пятый. Пятый без третьего так же поверхностен и неустойчив, как четвертый без второго.
Шестой уровень — знание.
Седьмой — ответственность и долг.
Восьмой — гуманизм.
Восьмой хорош, когда легко раскладывается на шестой, четвертый, второй. То есть когда не невежда, не амеба, не разболтанный.
Седьмой хорош, когда в исполнении высокого долга присутствует и веселая предприимчивость, и волевая целеустремленность.
Люди, находящиеся на соседних уровнях, неплохо ладят между собой. Один — внимательный ученик, другой — терпеливый учитель. Человек знания — учитель для предпринимателя, предприниматель — учитель для ролевого, ролевой — кладезь находок для целеустремлённого, а тот, в свою очередь, показывает смыслы жизни ритмичному. Учителю приятно и полезно присутствие ученика или учеников, союз выходит обоюдовыгодный.
Если уровни двух людей расположены через один, то есть более высокоорганизованный воспринимает другого как злую пародию на себя, а тот обессиливает под бременем чрезмерных требований пока недоступного уровня, то конфликт почти неизбежен.
Общение через два уровня чревато унижающим сочувствием и самоуничижением.
Отличное взаимопонимание у находящихся на одном уровне. Культура хоть и влияет на их взаимоотношения, но не фатально. Одноуровневые редко культивируют мешающие общению предрассудки. Ответственные уважают друг друга, даже если находятся на противоположных сторонах баррикады. Людям знания только дайте сцепиться языками — не расцепите. Предприимчивые узнают друг друга издалека. Ролевые, оказавшись рядом, начинают представление даже в отсутствие публики. Целеустремленные объединяют усилия. Ритмичные согласуют ритмы.
Если вам тяжело на душе без видимых причин, то ваш актуальный уровень оказался через один от потенциального. Сумеете сделать шажок на следующую ступень — и ваш потенциал становится вашим учителем, обеспечивая творческое вдохновение. К примеру, застрявший в роли двоечника, став предприимчивым, может превратиться в человека знания. Это не мешает оставаться двоечником, но и не вынуждает им оставаться, от предыдущего уровня — свободен.
Люблю ТУАИ, но не умею ею пользоваться. Потому что когда почти все вокруг на третьем или четвертом уровне, гармония достигается деградацией. Деградировать не хочется. А подбить свое окружение совершить прыжок на верхние уровни не так-то просто. Ведь все знают о боли деградации и предпочитают гармонию с еще более широким окружением 3−4 уровня.
Одновременный прыжок всех ввысь создаст эпоху. Но создание целой эпохи — задача не для трусливого большинства. Нужен лидер, который рискнет рвануть вверх всех и сразу. У нас был один такой. И даже не один.
Следующий, возможно, уже среди нас…