Для начала разберемся с терминологией. Инклюзив (от латинского includo — «включаю»), или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Под «особыми потребностями» подразумеваются, прежде всего, дети с разными формами инвалидности. Ключевой идеей данного направления является благая, на первый взгляд, мысль дать равное (или одинаковое) образование разным группам населения. Похвально, но…
Эксклюзивный (англ. exclusive — исключительный; единственный) — исключительный, относящийся только к одному объекту. В образовании под этим понятием чаще подразумевают некие особые, иногда даже закрытые, учреждения определенной направленности, к примеру, школа с углубленным изучением отдельных предметов. Но термин, вообще-то, должен бы рассматриваться несколько глубже. Очевидно, что здесь должен пониматься исключительный, персональный подход к каждому обучающемуся, то, что в нашей образовательной системе издавна звучало как дифференцированный подход.
Итак, давайте разбираться. Мы говорим о просто детях или о детях с особыми потребностями? Об одинаковых или разных детях? Одинаковы они, только когда вместе бегают на улице, да и то, лишь для стороннего наблюдателя. Когда же они чем-то занимаются, то различие становится налицо. Не будете же вы утверждать, что с детьми можно общаться без какого-то «особого» подхода со всеми без разбора? Если да, то дальше можете не читать! То, что здесь написано — не для вас.
Есть хороший пример инклюзии — это армия! К любому военнослужащему (так, по крайней мере, подразумевается) — абсолютно одинаковый подход и одинаковые требования! Вот только забывают о том, что предварительно с ними проходят так называемый «курс молодого бойца». По сути — это приведение всех к общему знаменателю, выравнивание всех по образцу! Так значит для того, чтобы со всеми общаться одинаково, нужно, чтобы все стали одинаковыми?! Для армии — да, а для детей? Вы себе одинаковых детей представили? Для этого нужна либо слишком убогая, либо слишком богатая фантазия!
Одинаковых детей не бывает даже в отдельно взятой семье! Да все родители (особенно в самом начале) пытаются показать уникальность, единственность своего ребенка! Они все средства, все свои усилия прилагают, чтобы их «Петечка» не был похож на соседского «Ваську»! И чего надрываются? Даже если бы они захотели обратного — все равно не получилось бы! Дети все равно уникальны по темпераменту, по физическим возможностям и по среде, в которой они растут. И вот этих самых разных по возможностям и способностям маленьких людей предполагается обучать совершенно одинаково!
Вот именно на этом этапе и происходит подмена понятий!
Знаменитые восемь принципов инклюзивного образования отнюдь не предполагают, что все, абсолютно все люди должны быть собраны в одном месте для воспитательного процесса! Отнюдь. Общение — пожалуйста, но кто говорит, что оно обязательно между разными группами индивидуумов именно в процессе обучения? За редким исключением (при изучении языков) такое общение скорее будет только мешать! По крайней мере опыт (в том числе и мой личный) говорит далеко не в пользу этого.
Вернемся к детям, ведь когда речь идет об образовании, мы имеем в виду именно их. Инклюзия в чистом виде в раннем возрасте не только не нужна, но и, пожалуй, вредна. На начальных этапах становления личности отнюдь не полезно будет узнать, что твои сверстники могут совершать некоторые действия и операции гораздо лучше и быстрее, чем ты! А если ребенок будет наблюдать это постоянно, то вы рискуете создать у него устойчивый комплекс неполноценности. И наоборот — если ребенок растет в окружении подобных себе, он не будет так сильно комплексовать по этому поводу — вокруг него все равные ему! И уж в любом случае процесс становления должен протекать под руководством
Про опасные или, скажем так, малограмотные эксперименты тоже могу сказать несколько слов. Знаю несколько примеров, когда в результате такой «инклюзии» дети с ограниченными возможностями (не буду уточнять, какими именно) были отданы в обычные учебные учреждения. Из-за своей «нестандартности» они показывали результаты несколько ниже среднего уровня. Заметим, что их личной вины в этом нет — они просто не успевали за сверстниками! Будь они поставлены в специальные условия, все, может, и обошлось бы, но не было этих условий!
Детский коллектив жесток. Если даже на школьных занятиях ребята вам расскажут о толерантности, то это вовсе не означает, что они относятся терпимо к себе подобным после занятий! На уроках они показывают, как они могут себя вести, но после уроков держатся просто и естественно. В результате этой естественности ребята с ограничениями стали замыкаться. Ну, а по окончании школы друзей среди одноклассников у них не осталось. Дальнейшее додумайте сами. Что скажете, что ситуация нетипичная? Наоборот. Бездумная инклюзия именно так и заканчивается.
Инклюзия тем более опасна, чем раньше она произошла. Напротив, чем раньше применяется эксклюзивное образование (воспитание), чем раньше ребенка научат пользоваться доступными ему средствами, а иногда и использовать их взамен отсутствующих, тем лучше. Когда ребенок сможет осознать, что отсутствие у него руки, ноги, зрения или слуха он сможет компенсировать хорошо развитым каким-то другим уникальным умением, именно тогда он будет готов к инклюзии. Правда, есть еще одна сложность: готовы ли к этому те, к кому он вливается в коллектив? И опять же — чем позже, тем лучше. Среда, в которую будет вливаться человек с ограниченными возможностями, тоже должна быть готова к этому. Она тоже должна воспитываться!
Получается, что, чтобы применять инклюзивность в нашем образовании, необходимо провести огромную работу в направлении эксклюзивного образования.