Харизматичный лидер. Какой он?

Реклама

Харизма лидера — это мощный инструмент влияния на других людей. Харизматичный лидер легко добивается своей цели благодаря тому, что умеет вдохновлять. Такому лидеру не нужно никого принуждать — его команда работает на него продуктивно и с удовольствием.

Однако не стоит рассматривать харизму как некую магическую силу, заставляющую подчиняться лицу, ей обладающему. Харизма — это особое качество, которое можно разложить на несколько составляющих.

Хотелось бы сразу отметить, что харизма — это не универсальное явление. Другими словами, человек может быть удивительно харизматичным в одной аудитории и совершенно нехаризматичным в другой. Для примера возьмем руководителя компании, внутри которой он для всех является непреклонным авторитетом. Однако для своих домашних он обычный человек со своими слабостями.

Но и внутри компании даже самый харизматичный шеф не для каждого подчиненного будет таковым являться. Здесь вопрос интеллекта самих сотрудников — если они достаточно умны, для того чтобы оценить полноту харизмы шефа, то они, несомненно, подпадут под её влияние. Если же их уровень явно не дотягивает до уровня руководителя, то ничего необычного они в нем всё равно не увидят.

Реклама

Так каковы же составляющие харизмы? Никаких стандартных наборов в данном вопросе нет и быть не может. Каждый харизматичный лидер харизматичен по-своему. Однако есть некоторые особенности и навыки, которые присущи практически всем харизматикам.

1. Сильные коммуникативные способности. Пожалуй, один из основных компонентов составляющих харизму. Влияние лидера на людей осуществляется посредством словесной коммуникации. И если лидер будет косноязычен, то как же ему донести свои, пусть и гениальные, идеи?

По личному опыту могу отметить, что замечала за харизматиками такое свойство — стоит им только появиться в какой-нибудь аудитории, где до этого тихо и мирно скучали люди, как они немедленно «заполняют собой» всё пространство. Это удивительное качество! Как харизматику это удается? Да он и сам этого не знает. Но для аудитории у него всегда найдется нужное слово. Парой слов он перебрасывается с одним, потом с другим, а потом и вовсе умудряется втянуть всех сидящих в какой-то общий разговор. Все отмечают его недюжинный интеллект и потрясающее чувство юмора.

Реклама

2. Глубокие знания в какой-либо сфере. Это к вопросу о том, почему человек харизматичен для одного общества и совершенно не харизматичен для другого. Всё дело именно в знаниях. Харизматику нет равных в сфере деятельности, в которой он трудится. К примеру, руководитель компании должен разбираться в управлении в разы лучше, чем его подчиненные. Конечно, знать всё невозможно, и какие-то «узкие» аспекты всегда можно отдать на откуп соответствующим специалистам, но в вопросах стратегии, вопросах, как и по какому плану будет дальше развиваться компания, харизматичный руководитель обязан быть непревзойденным.

3. Умение сохранять загадку. Харизматичный руководитель умеет создать ощущение некоторой недосказанности. Для других он — человек-загадка. Харизматик умеет держать аудиторию в напряжении и до определенного момента сохранять интригу. Вокруг него всегда крутится много мифов, которые он либо не комментирует, подогревая интерес к себе, либо искусственно поддерживает, если ему это выгодно.

Реклама

При всем при этом, харизматик — открытая личность, он не стремится выстроить кирпичную стену между собой и подчиненными. Скорее наоборот, внешне он доступен для сотрудников. Харизматику известна вера каждого человека в свою уникальность, и он успешно этим пользуется. Харизматичному лидеру ничего не стоит запомнить имена своих подчиненных, а также имена их некоторых близких родственников. При случайной встрече такой лидер может обратиться к вам по имени и обязательно поинтересуется, как дела у вас и у вашей семьи. Любой сотрудник будет польщен подобным вниманием со стороны руководителя, и его лояльность к компании и лично к шефу повысится.

Сотрудники шефа-харизматика относятся к нему с уважением и с некоторым благоговейным страхом одновременно. И этот страх базируется именно на загадочном характере шефа. Ведь когда в человеке есть что-то непонятное и неизвестное, то это пугает. При этом сотрудники знают, что шеф никогда не устроит им разнос «на пустом месте» или «потому что настроение такое».

Реклама

4. Любовь к людям. Великодушие и широта души — всё это про харизматика. Он действительно любит людей. В нем живет учитель и проповедник одновременно. Он не просто «ходячая энциклопедия на ножках», он еще и носитель своих духовных и моральных ценностей. А как всякий учитель, он ощущает свою потребность в отдаче, заключающейся не просто в передаче знаний, но и в принятии людьми его ценностей. Харизматик, обладая широкой и яркой «картиной мира», всегда надеется, что ему удастся обогатить внутренний мир других людей. И он всегда получает удовольствие, наблюдая за профессиональным и духовным ростом своих подчиненных.

В любом коллективе руководитель-харизматик — это всегда идейный вдохновитель. Довольно часто у них наблюдаются проблемы с делегированием полномочий. Всё дело в том, что в таких компаниях руководитель слишком много функций берёт на себя, становясь абсолютно незаменимым звеном. В случае болезни или отпуска своего шефа из организации словно жизнь уходит. Некому больше воодушевлять и вдохновлять — вроде всё функционирует, но не так, как с ним.

Реклама

Руководитель-харизматик — личность идейная и эмоциональная. Такой лидер будет наиболее эффективен в том случае, если организацию нужно срочно выводить из кризиса или если нужно быстро освоить новые рынки или сферы деятельности. Антикризисный менеджмент и вывод стартапов как нельзя лучше способствуют полному раскрытию и мобилизации потенциала харизматика.

Проблемы у руководителя с сильной харизмой начинаются тогда, когда ситуация в компании стабильна и никаких новых революционных прорывов не планируется. Однообразие убивает харизму. Харизматическое лидерство предполагает наличие каких-либо препятствий и их героическое преодоление. Но если их нет, то такой лидер начнет создавать их сам, и это может привести к самым негативным последствиям. А потому компания, у которой все бизнес-процессы расписаны как по нотам и финансовое положение стабильно, в лидере-харизматике, как правило, не нуждается.

Реклама

Парадокс в том, что сами харизматики редко задумываются над тем, обладают они этой самой харизмой или нет. Более того, когда их в лоб об этом спрашиваешь, они могут смутиться и сказать, что скорее не обладают. Харизматику некогда думать о харизме, у него в голове всегда столько идей и замыслов. Эти сильные и волевые личности не готовы ни одной минуты тратить впустую. Они постоянно что-то решают, над чем-то думают или кому-то помогают. Их личная самооценка есть проекция от степени их социальной успешности.

Казалось бы, получается, что харизматик зависит от мнения других людей, что не совсем стыкуется с определением сильной личности. Однако никакого противоречия здесь нет, так как харизма лидера может проявить себя только в социуме. А следовательно, именно социум определяет степень эффективности лидера, признавая или отказывая ему в наличии харизмы.

Реклама