Конечно, биологи всегда будут искать биологические причины происхождения гомосексуализма, хотя уже есть доказательства того, что генетические изменения возможны как в течение беременности, так и после рождения. Как известно, они чаще всего связаны не только с неблагополучной беременностью, но и с родовыми, и психическими травмами.
Исходя из опыта психотерапии нарушений половой идентичности подростков и молодых людей, считаю необходимым подчеркнуть важность воспитания, окружения и профилактики психотравм в предотвращении склонности к гомосексуализму вообще, и у младших братьев, имеющих старших братьев, в частности. Для развития склонности к гомосексуальным отношениям требуется, как правило, сочетание нескольких, а то и множества факторов. Считать, что порядок рождения мальчиков влияет определяющим образом на развитие нетрадиционных сексуальных предпочтений только по биологическим причинам, мне кажется недостаточно обоснованно.
Известно, что большинство родителей после рождения сына (первого ребенка) мечтают родить девочку. С каждым последующим рождением мальчика разочарование родителей может расти. Нежеланные по полу мальчики, которым обычно сообщают, что их ожидали девочками, могут в связи с этим испытывать серьезную фрустрацию, ощущать чувство вины, отверженности, даже если они любимы родителями. Это одна из важных причин, которая при дополнительных неблагоприятных обстоятельствах может подтолкнуть к неприятию своего пола. Если мальчика в младшем возрасте одевают, как девочку, подсознательно воспитывают в женской роли (покупают кукол, поощряют интерес к косметике и женским атрибутам, приветствуют дружбу только с девочками, привлекают к чисто женским занятиям, изнеживают, говорят с ними, как с женским полом), то склонность к принятию женской роли многократно возрастает.
Замечено, что если в семье один за другим рождаются только мальчики, то более слабый и болезненный может стать наиболее любимым сыном. Излишнее заласкивание, бессознательное поощрение женских черт у таких мальчиков может стать причиной нарушения половой идентичности, а в дальнейшем и сексуальной ориентации. Рождение нескольких мальчиков-погодок впоследствии — из-за материнской депривации, из-за подсознательного или осознанного «назначения» какого-то сына на роль девочки в семье — может также способствовать склонности к нетрадиционной сексуальной ориентации.
Если между мальчиками разница в возрасте больше 5 лет, то у младших мальчиков развивается больше маскулинности, чем в тех случаях, когда разница в возрасте от 1 до 5 лет, поскольку в этих случаях старшие мальчики являются для них больше образцом для подражания, чем объектом соперничества.
Если же родители бессознательно «не видят» в одном из младших мальчиков «замену» девочки, то проблемы нарушения идентичности, принятия своего пола, а значит, и склонности к гомосексуальности у таких детей обычно не наблюдается. Для сохранения естественной половой идентичности для младших мальчиков, имеющих старших братьев и нежеланных по полу, важен ещё, конечно же, авторитет отца и принятие им сына.
В качестве примера нежеланности по полу можно привести известных, ныне покойных актеров. Так, Александр Абдулов был третьим сыном и у отца, и у матери. У него было 2 старших сводных брата (у матери и у отца было по одному сыну от первых браков) и один родной брат. Разница в возрасте у братьев была большая (1932, 1940, 1947, 1953 годы рождения) — важный фактор для сохранения половой идентичности. Александр Абдулов с детства знал, что мама хотела поменять его в роддоме на девочку. Его отец, случайно узнавший о намерении жены, не допустил этого. И, что важно, родители воспитывали его привычно, как мальчика.
И все же нежеланность по полу не могла не повлиять на характер и судьбу артиста. Как многие нежеланные по полу мальчики, принявшие свой пол, он всю жизнь доказывал себе и другим свою маскулинность, часто меняя женщин. Как это часто бывает в подобных обстоятельствах, такое поведение в отношениях к женщинам было связано с сильной обидой на мать — главной женщиной, которая его изначально отвергла. Скорее всего, нежеланность по полу толкала его и к алкоголю, который помогал ему забыться от самого сильного его страха — быть брошенным, нелюбимым, отвергнутым. В то же время нежеланность по полу заставляла его всю жизнь доказывать матери, что он достоин ее любви, что он лучший, лучше всех ее сыновей.
Другой пример — Олег Янковский, тонкий, глубокий, интеллигентный, но тоже ловелас, хотя всю жизнь прожил с одной женой. Он был третьим сыном, маминым любимцем, которого ждали девочкой. Говорят, в его семье сохранились даже фотографии, где он был заснят с бантом на голове. Несмотря на нежеланность по полу и попытки матери воспитывать его, как девочку, он предпочел мужскую идентичность. Сыграли свою роль в этом достаточная разница в возрасте между братьями, высокий авторитет в семье отца — офицера царской армии — и, возможно, то, что Янковский-младший родился во время войны. К тому же он появился на свет 23 февраля (а это по-настоящему мужской день!), что тоже очень важно для подтверждения мужской идентичности. И в то же время, чтобы «угодить» маме, он был чутким, нежным сыном, постоянно доказывая ей, что он самый лучший, самый успешный сын, достойный любви.
Как показывают наблюдения и опыт психотерапии, именно нежеланность по полу является причиной склонности к гомосексуальности мальчиков, имеющих старших братьев. И в связи с тем, что это психологическая проблема, она поддается психотерапии. Гомосексуальность в таких случаях — точно не приговор.
А вот как влияют на женские гормоны нежелание беременной иметь сына — эту проблему влияния психологической причины на биологические изменения в клетках мозга ребенка необходимо учитывать при психотерапии склонности младших сыновей старших братьев к гомосексуальности, чтобы она (психотерапия) была успешна. И это, кстати, повод для беременных идти на психотерапию для того, чтобы принять пол ребенка. Ведь для всех детей так важно родиться желанными.