Мало людей умеет красиво говорить, при этом правильно слушать не умеет практически никто. Поток информации превращается в однонаправленное русло, цель которого — просто уйти в неизвестность. И то, что мы не умеем правильно получать информацию из уст собеседника, — еще не самое страшное. Самое страшное, что из-за неправильного слушания мы теряем доверие многих людей, общение с которыми могло бы стать для нас весьма полезным.
В чем же кроется реальный успех общения с людьми? Как правильно настроиться на собеседника, настроить его на свои интересы и играть с ним в жизни взаимно полезные роли? К вашему вниманию — три этапа активного слушания:
1. Параллельное повторение слов собеседника
Так и в коммуникации. Когда мы проговариваем монолог собеседника у себя в сознании, он запечатлеется в наших мыслях и воспримется как важная информация.
При этом мы не тратим время на свои внутренние рассуждения и
2. Повторение слов и реплик собеседника.
— Я вчера была просто в восторге от летней распродажи в новом торговом центре!
— Ты вчера была в новом торговом центре на распродаже?
— Да, и знаешь, кого я там встретила? Андрея!
— Андрея?
— Именно!
Повторение за собеседником является одним из важнейших признанным психологами способов настроится с ним «на одну волну». Оно обеспечивает эффект так называемого «зеркального отражения», так человек видит в вас схожесть с собой и начинает воспринимать вас как «своего». Кстати, такого же рода действие имеет метод дублирования поз, жестов, жестикуляции собеседника, о котором много написано в материалах по эффективной коммуникации.
3. Третий этап правильного слушания собеседника заключается в эмоциональном сопереживании. Если вам удалось благополучно пройти два предыдущих этапа, выполнение третьего не составит труда. Прочувствовать весь рассказ собеседника, понять, какова была его радость, когда он (или она) попал на распродажу со столь мизерными ценами на отличную коллекцию, и при этом еще как замечательно было встретить своего старого друга! Что может быть более занимательным на сегодняшний день? Ну, по крайней мере, для вашего собеседника.
Постарайтесь всей душой проникнуться этими переживаниями и эмоциями. И тогда вы удивитесь, насколько легко вам дальше будет налаживать общение с этим человеком. Ведущие ток-шоу часто используют такую методику эмоционального сопереживания, дабы обеспечить высокий уровень «кредита доверия» своих гостей. Для них это просто необходимый навык в работе, так как основная задача ведущего — расположить гостей в студии и настроить их на полноценный рассказ со всеми подробностями и деталями.
Вот, в принципе, таковы основные этапы правильного слушания. Попробуйте хотя бы ради интереса их реализовать в жизни. Уверена, что результат не заставит себя долго ждать. Приятное общение и расположение нового друга — это как минимум то, что может дать вам техника активного слушателя.
Как максимум (а это и есть главная цель данной методики) вы обретете хорошего помощника и соратника, который станет для вас таким же активным слушателем и сможет помочь в реализации ваших планов и целей. За вами останется только научиться правильно строить и описывать такие цели. Но об этом в следующий раз.