О чём задумываешься, читая «Чайку...» Ричарда Баха?

Реклама
Дебютант

Притча впервые была напечатана в 1970 году, а после ее переиздания в 1972 году стала поистине бестселлером и принесла ее автору мировую известность.

Вряд ли кто-то воспринимает эту притчу как сказку «о птичках». Слишком уж очевидна аналогия с жизнью людей и общества. Уже само посвящение в начале книги указывает на то, что речь в повести пойдет о нас, о людях: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живет в каждом из нас».

Реклама

В определенной мере этот небольшой глубоко философский рассказ является «обязательной литературой» для каждого, кто начинает задаваться вопросом смысла своей жизни; для каждого, кто желает познавать себя, мир, жизнь; для понимания того, с чем он столкнется на этом пути.

Сам Ричард Бах признает, что ему эту притчу просто «задиктовали сверху», не он сам все это придумал. Позже в своей книге «Мост через вечность» он опишет то, как до него пытались «достучаться».

Но вернемся к «Чайке». Почему же в течение стольких лет это небольшая книжка производит такое сильное впечатление практически на каждого нового читателя? Однозначно на этот вопрос ответить трудно, но несомненно одно: перед нами открывается завеса над тайными, сокровенными мечтами, которые в глубине своего сердца хранит каждый из нас — о возможности приобретения абсолютной внутренней свободы, осмысленности жизни, широкого видения и понимания мира и бесконечности движения по пути совершенствования.

Реклама

Вместе с Джонотаном мы понимаем, что в этом мире нет ничего невозможного, все зависит лишь от силы духа и устремленности идущего. В любом случае, прочитав эту повесть, ты вдруг останавливаешься и понимаешь, что тебе необходимо о многом подумать, во многом разобраться, очень многое понять и, что еще важнее, — очень многое необходимо сделать.

К сожалению, люди, ставящие перед собой цели более высокие, чем карьера, власть, слава или материальное благополучие, обычно «выпадают» из рамок стандартного общества. Из «четко отлаженной колеи», финал которой уже заранее всем известен и не отменим.

Вот и Джонатан, конечно, пробовал «играть как все», но его пытливость и огромное желание познать суть жизни не позволили ему это сделать. Это, безусловно, наложило отпечаток на его отношения с родными, но то, чего он достиг позже, могло послужить родителям лишь поводом для гордости за своего сына. Он никогда не отворачивался от других. Скорее, у него возникало сожаление о том, что остальные «не захотели поверить в радость полета, не захотели открыть глаза и увидеть!»

Реклама

Внимательный читатель поймет, что никакие чудеса не могут служить доказательством какого-либо пусть даже и очень высокого уровня развития человека. Скорее наоборот, они могут обернуться против самого «чудотворца», как это и случилось с Джонатаном. Изгнанием он оплатил скорость своих достижений, а желание его смерти стало ответной реакцией обезумевшей стаи на оживление им умершего Флетчера. А ведь буквально только что она его обожествляла.

И обучение, и труд Джонатана в притче направлены на достижение все большей и большей скорости полета. О какой же скорости по сути идет речь? Не о скорости же передвижения… Ясно, что это всего лишь аналогия со скоростью понимания жизни, со скоростью внутреннего духовного роста.

Реклама

Движение в этом направлении, подход к этой скорости начинается с самого простого и привычного — с горизонтального полета, притом — медленного, т. е. с внутренней остановки, с внутренней тишины. Потом постепенно осваиваются все более сложные элементы высшего пилотажа, умение применять полученные Знания в жизни. И в совершенном варианте скорость и движение уже не зависят ни от места, ни от времени (эффекты телепортации).

Совершенство, как известно, безгранично. «Небеса — это не место и не время. Небеса — это достижение совершенства». Это раскрытие в своем сердце другого измерения. После этого мира есть следующий — вышестоящий. В нем осознанное развитие — это не путь для избранных, это уже норма для всех. Это — самое главное, чем там занимаются.

Реклама

Кстати, нет никаких описаний того, как там зарабатывают себе на жизнь или развлекаются. Там нет больных и старых, войн и страданий. Там совсем другой смысл и цель жизни. Она заполнена осознанным движением по пути понимания жизни. И обучение тоже начинается с простого — с медитации: Джонатана сразу посадили учиться, сидя с закрытыми глазами.

И есть путь еще дальше… это видно в описании ухода Чанга и того, как происходила перестройка его тела, — его тело приобретало совсем другие качества и свойства. Оно могло пропускать через себя такие виды энергий, что даже трудно (больно) было на него смотреть в момент перехода в более высокий мир.

Становится совершенно ясно, что Бог или следующее звено разума (или как бы мы это ни называли) — это огромная, бесконечная структура, иерархия все более развитых душ, движущихся по пути совершенствования с огромными задачами и обязанностями. И всё подчиняется закону: «Мы выбираем следующий мир, исходя из того, чему научились в этом. Если мы не научились ничему, то следующий мир окажется точно таким же, как этот».

Реклама

К сожалению, большинству для понимания того, что существует путь внутреннего совершенствования и что необходимо по нему двигаться осознанно, порой требуется устрашающе много времени. Перефразируя Салливана — это тысячи и тысячи жизней, прежде чем появится первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой и борьбой за власть.

«А потом еще сотни жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока не убедимся, что смысл жизни в том, чтобы постигать совершенство, делясь этим с другими».

Но главное, на чем хочется сделать акцент, — в притче описывается выход из такого положения вещей в обществе, когда властвуют меркантильные, корыстные интересы и бессмысленная рутина жизни без духовной основы и цели. В притче обозначена сама идея построения такого сообщества, в котором могли бы жить и внутренне совершенствоваться устремленные люди.

Реклама

Для всех необходим пример, и не где-то там — неизвестно где, а здесь же — посреди «Стаи». К сожалению, для нашего общества один человек с какими-либо сверхнавыками или сверхвозможностями — это еще не пример. Действенный пример — это группа людей-единомышленников и четкая система обучения, школа, которая дает образование в принципиально ином по качеству взаимодействии с жизнью.

Речь идет о знаниях того, как подготовить человека к переходу на жизнь сердцем — с более высоким уровнем сознания. Выпускники такой школы — люди совершенно другого уровня миропонимания.

Джонатан возвратился в Стаю именно для того, чтобы создать такой пример и показать выход из рутинной обыденности к наполненной смыслом интересной жизни. Он создал группу учеников, друзей-единомышленников, и через какое-то время этот наглядный пример сработал — практически вся стая примкнула к ним.

Реклама

Были, конечно, и трудности, и запреты общаться с «изгнанниками». Но никакие запреты не заставят людей отказаться от возможности учиться жить лучше. Стремиться быть совершеннее и счастливее, тем более если перед глазами пример, наглядно показывающий, что все это возможно. Ведь это в природе любого человека — стремиться к лучшему.

Обычный вариант: 65−75 лет — и на кладбище. Это привлекательно? Вот Джонатан, которого этот вариант не устроил, и попал в систему — «школу», где норма — тренироваться и учиться. Там все учатся Жизни, и это интересно!

Поставить на карту свою жизнь, посвятить ее этому всю без остатка — для них это само собой разумеется. Там торговли нет. Если им предложить идею перемещаться по пространству-времени, то они будут искать возможность сделать это, научиться быстрее! И это — среднее звено.

Разница между ними и Стаей уже настолько огромна, что говорить о высшем звене, куда ушел Чанг, просто бессмысленно.

Реклама