Простите, отвлеклась. О чем это я? Ах да, ходила я по ученикам и никак не могла понять, отчего случается иной раз такое: ученик отлично разбирается в предмете, толковый, понятливый — хоть на олимпиаду его посылай, а на экзамене может наворотить такого, что хоть кричи. В чем дело? Почему?
Думала я, думала, и стала замечать: хорошо-то всё хорошо, да только ровно до тех пор, пока не произнесешь слова: «контрольная!», «экзамен!», «зачет!». Произнесу их, и сама не рада: ученик напрягается, плечи домиком, сам в кресло вжимается, бледный становится и только что не плачет. Спросишь его о чем-нибудь — заикается, ошибается — словом, дурно человеку. Выходит, пугают его перво-наперво сами эти слова, да так, что он соображать перестает.
Стала выпытывать: а как видишь ты эти слова? Картинка белая или цветная? Как слышишь? Что чувствуешь, когда произносишь их?
И вот что за много лет я услышала (а вы проверьте на себе или на своих детях): видятся эти слова написанными или в тетрадке в косую линейку каллиграфическим почерком учительским, или черными печатными буквами на белом фоне, или, что хуже всего, белыми печатными буквами на черном фоне (так печатают свои объявления бюро похоронных услуг).
А слышатся эти слова или произнесенными загробным голосом, или пугающим свистящим шепотом с завываниями, или скрежетом металла по стеклу. Чувства, разумеется, соответствующие: муторность в животе, холодок и дрожь по спине, во рту — горечь.
Решение проблемы пришло само собой: а что, если изменить картинку, звуки, чувства? Что, если изменить отношение к страшным, как оказалось, даже не самим явлениям — словам, эти явления означающим? Неважно, экзамен это, теща, при мысли о которой схватился бы за пистолет, да только нет его, или начальник (ничтожество! самодур! бездарь!), из-за которого хоть работу меняй?
В самом деле, как часто мы слышим совет: если не можешь что-то изменить, измени свое отношение к этому. Хорош совет, нечего сказать, к нему бы десяток советов, как его выполнить! Оказывается, очень просто.
Попробуйте в своем воображении раскрасить самыми любимыми цветами (и цветочками) пугающие вас сегодня слова, привяжите к буквам воздушные разноцветные шарики — пусть слова эти перестанут быть тяжелыми, приземленными, а станут легкими, невесомыми! (Фантазируйте, мне одной трудно работать за всех.)
Наклейте себе напоминалки с новым написанием этих слов на видных местах (на зеркале в ванной, на телефонной трубке, на (в) холодильнике), пририсуйте рядом смешную рожицу — пусть эти слова перекодируются в мозгу из темных и тоскливых в светлые и радостные!
Поработайте со звуком — меняйте его тембр, высоту, пока вместо мрачного низкого «н-а-ч-а-ль-н-и-к» не услышите внутренним слухом-колокольчиком — голос Микки Мауса или Масяни: «Начальник?..» — дальше на ваше усмотрение.
Меняйте размеры: вы великан, а слово такое маленькое, что только через лупу его и разглядишь!
Можно продолжать до бесконечности: мы такие разные, и разное нас радует или печалит. Вам лучше знать, что вас пугает и что способно развеселить. Суть метода, я думаю, ясна. Попробуйте! Но помните всегда и везде, чему бы вы ни обучались: только тогда вы можете с уверенностью заявить, что «метод не работает», когда количество попыток достигнет пятидесяти. Так говорят специалисты, а я не раз убеждалась, что положительные результаты появляются гораздо раньше, иногда — мгновенно. И вот тогда…
…Снип-снап-снурре! Вы просто не поверите, друзья мои, как изменится всё вокруг! Как станут добры к вам люди, которые вчера недолюбливали вас, а вы — ну еще бы! — их. Как легко вы станете сдавать экзамены, общаться с тещей и начальством, и как трудно вам будет объяснить кому-нибудь, что мир изменился только потому, что изменились вы.
Пополнить свои знания в этой области вам поможет замечательная книга известного немецкого психолога Коры Бессер-Зигмунд «Магические слова».