Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии захватили практически все сферы жизни, и даже те, что, казалось бы, избежали этой участи, так или иначе, претерпевают изменения под их влиянием. А значит для того, чтобы быть успешным в современном мире, необходимы навыки, которые еще недавно были прерогативой избранных. А как человек приобретает эти навыки? Ответ очевиден — во время игры.
Есть такой бородатый анекдот.
В тюремную камеру заводят парня, ну и как водится — «прописка». Смотрящий ему говорит:
— Значит так, покажешь нам новую карточную игру и три раза выиграешь — живи. Нет — «опустим».
— Хорошо, — отвечает тот.
Расселись вокруг стола, новичок раздает карты и, едва взглянув в свои, с криком «Монтана! Я выиграл!» кидает карты на стол. Раздает карты вновь и опять та же картина. «Монтана! Я выиграл!» — и карты на стол.
— Ага! — говорят «зеки». — Значит, кто первый крикнет «Монтана» и бросит на стол карты, тот и выиграл! Ну, держись!
Раздают карты в третий раз и все игроки кроме новичка с криком «Монтана!» бросают карты на стол и, ухмыляясь, смотрят на него. Тот же не спеша разворачивает карты и со словами: «Козырная „Монтана“. Я опять выиграл» — спокойно кладет карты на стол.
Как мы учимся играть в новую игру? Изучаем правила, затем в процессе игры учимся их применять. В компьютерной игре все обстоит так, как в приведенном здесь анекдоте. Правила игры и свойства персонажей познаются в процессе игры методом проб и ошибок. Таким образом, ребенок учится работать с «черным ящиком». Для тех, кто «не в теме»: «черный ящик» — некое устройство с неизвестным принципом работы, имеющее «вход» и «выход», изменяя то, что на «входе» необходимо добиться заданной реакции на «выходе».
Когда-то в своей пионерско-комсомольской юности я читал о некоем пламенном революционере, который играл сам с собой в шахматы. Причем образ доски и все ходы он держал в сознании. Помнится, нам ставили его в пример и говорили, что каждый пионер-комсомолец должен развить у себя такие же способности. Вероятно, чтобы разжечь пламя мировой революции.
Так вот, играя в стратегию, ребенок уподобляется этому пламенному революционеру. Адекватно отобразить на экране монитора компьютер может лишь одну двадцатую игрового поля, все остальное необходимо держать в сознании. Перемещаясь в процессе игры от одного участка к другому, ребенок корректирует и уточняет образ игрового поля в своей психике.
«Работа с таким образом субъективно переживается как рост влияния бессознательных импульсов на процесс принятия решения, что приблизительно описывается словом „интуиция“. Современный взрослый человек к этому не всегда готов: он привык объяснять собственное поведение с сознательных, рациональных позиций». (И. Бурлаков «Homo gamer»)
Совмещаем эти два навыка и получаем… системный анализ как форму развлечения. Непростое нас ждет будущее, раз нашим детям необходимы такие навыки.
Нередко доводится читать о том, что существенную роль в деле формирования компьютерной зависимости играют трансоподобные состояния. Мерцающий монитор, музыкальное оформление игр, повторяющиеся фразы — все это вводит человека в транс… «и делай с ним что хошь». И по аналогии с измененными состояниями сознания (ИСС), достигаемыми применением наркотических средств, такой «кибертранс» считается исключительно вредным. А зря.
По данным исследований
Термин «Поток» ввел в психологический обиход Михай Чиксентмикхайи, один из основоположников позитивной психологии. «Поток», по его мнению, это особое состояние сознания полной поглощенности деятельностью, в которой действие идет за действием, соответственно своей внутренней логике, а результат действия и его реальная продолжительность отходят на задний план. Причем непременным условием для достижения этого состояния является баланс между сложностью поставленной задачи и имеющимися у человека навыками. Задача должна быть не слишком сложной и не слишком простой, иначе «поток» не возникнет.
Чувство «потока» сопровождается ощущением полного контроля над ситуацией, вернее отсутствием страха контроль утратить, отсутствием рефлексии и утратой ощущения «Я». Впоследствии, когда рефлексия восстановлена, то новое «Я» отличается от того, что было до «Потока» — оно обогащено новыми знаниями и умениями.
Опыт «Потока» — очень ценный навык, который можно генерализовать — перенести в другие сферы жизни — в семью, работу, учебу.