Компьютерная зависимость? Здорово! Часть 1

Реклама

С тех пор как компьютер перестал быть исключительно инструментом работы специалистов и появился практически в каждом доме, возникли страшные слова «кибераддикция», «сетеголизм».

Мамаши, начитавшись глянцевых журналов, оттягивают ревущих чад от «компа», а отцы заступают в бессменный дозор у монитора с ремнём наперевес. И мало кто из них понимает, что, возможно, они лишают ребенка ценного опыта.

Реклама

Согласно результатам исследований школы Тихомирова (группа ученых психологов МГУ, занимающихся проблемами психологии компьютеризации, таких как Войскунский А. Е., Петренко О. Ф., Смыслова О. В.), воздействие IT на психику ребенка может быть как негативным, так и позитивным. «Перспективы воздействия компьютеризации на психическое развитие и психическое здоровье нередко вызывают настороженность, тем не менее представляется обоснованным тезис, что сами по себе новые технологии, в зависимости от конкретной сферы применения, способны оказывать одновременно и позитивное, и негативное воздействие». (А. Е. Войскунский «От психологии компьютеризации к психологии интернета»).

Реклама

О негативных аспектах компьютеризации сказано немало, и даже, как мне кажется, слишком много, и потому давайте добавим позитива.

Чем отличается ребенок у монитора от того же ребенка перед экраном телевизора или с книжкой в руках? Во-первых, тем, что работа с компьютером — это, прежде всего, деятельность, а именно в процессе деятельности происходит развитие и усложнение всех психических функций (и совершенно неважно, работа это или игра). Во-вторых, компьютер предоставляет возможность удовлетворить те потребности, которые в «реале» в силу каких либо причин удовлетворить не получается. В-третьих, играя, ребенок приобретает навыки, необходимые в современном мире.

Рассмотрим каждый пункт по отдельности.

Реклама

Революцию в представлениях о природе человеческой гениальности произвело открытие Мерион Деймон, нейроанатома Калифорнийского университета. Она поставила эксперимент, в котором несколько крыс было помещено в клетки, заполненные разнообразными игрушками, качелями, беличьими колесами и прочим спортинвентарем. У контрольной группы крыс клетки были пустыми. Результаты эксперимента превзошли все ожидания.

Мало того что животные из экспериментальной группы дожили до преклонного трехлетнего возраста, что в переводе в человеческий примерно равно девяноста годам, их мозг отличался от мозга крыс из контрольной группы большим количеством нейронных связей и глиальных клеток. Глиальные клетки формируют вокруг отростков нейронов (дендритов и аксонов) особую оболочку, ускоряющую прохождение импульса.

Реклама

В более поздних экспериментах ввели еще одну группу животных, которые не имели тех радостей, что были у первой, но могли подглядывать за чужими играми. И тут тоже результаты были неожиданными — простое наблюдение за чужой деятельностью приводит к тем же изменениям, что и сама деятельность, но в меньшем объеме.

То есть в процессе компьютерной игры человеческий мозг готовится к воплощению игровой деятельности в «реале». Возможно, здесь кроется одна из причин так называемого «размывания» границ между игрой и реальностью, но это тема отдельного разговора.

На первом месте среди потребностей, удовлетворяемых посредством «компа», — это, конечно, потребность в познании. Интернет — поистине безбрежное море информации, в котором можно выловить ответ практически на любой вопрос. Познавательная мотивация — одна из сильнейших движущих сил активности человека. Хотя, наверное, не каждого.

Реклама

Потребность в принадлежности. Возможность сказать о себе «Я хакер», «Я геймер» большого стоит.

Потребность в достижениях. Пройти игру до конца, выиграть в «контру» по «сетке». С гордостью рассказывать друзьям о новой освоенной и опробованной «проге». А уж если родители на компьютер, мягко говоря, «гавкают», то самооценка вообще взлетает до небес.

Кстати говоря, здесь кроется возможность удовлетворения еще одной потребности — в сепарации, отделении от родителей. Возможность заниматься деятельностью, которую родители не в состоянии контролировать. Именно это зачастую и есть истинная причина родительского раздражения тем, что отпрыск засиживается за «компом», а вовсе не забота о его здоровье и чистоте помыслов.

Реклама

Многими авторами, писавшими о компьютерной зависимости, отмечено, что кибераддикты — малообщительные, застенчивые, неконтактные. Избегая социальных контактов, сферы мало предсказуемой и чреватой разочарованиями, подросток с головой уходит в мир IT — безопасный и контролируемый, реализуя потребность в избегании.

Потребность в снижении напряжения. Ребенок, зачастую служащий замещающим объектом для взрослых, сам «отвязаться» ни на ком не может, вот здесь агрессивная игра как нельзя кстати. И здесь же кроется очередная опасность, не отреагированая агрессия требует все более жестоких игр для снижения напряжения.

Потребность в общении, реализуемая в Интернете, превосходит возможности реальности. В «сети» образуются онлайн-сообщества, имеющие свою этику, правила поведения и санкции за их нарушение. К. Суррат, в частности, пишет: «Онлайновые участники конструируют сообщества и межличностные связи не менее реальные, чем те, которые образуются в ходе взаимодействия лицом к лицу».

О навыках, приобретаемых в процессе игры, поговорим во второй части статьи.

Реклама