Общение. Болтовня — это не что иное, как обмен информацией. Многие люди признают, что болтовня им необходима, как воздух, естественна для них, как дыхание. Она свойственна человеческой натуре и глубоко коренится в нашей природе.
Действительно, нет ничего предосудительного в том, чтобы интересоваться другими людьми. Такой обмен информацией помогает людям радоваться чужим радостям и сочувствовать чужому горю. Психологи объясняют, что человек имеет обязанность говорить, а болтовня — это универсальное средство, при помощи которого выполняется эта обязанность.
Безусловно, интересоваться другими — это не преступление. Но, как всегда, есть но…
Сенсация. Люди охотней обмениваются отрицательной информацией, чем положительной. Мы больше склонны критиковать, чем хвалить. Нас больше привлекают сенсационные и шокирующие новости. Чем больше скандал — тем привлекательней услышанное. А значит, тем меньше нас интересуют подтверждения правдивости данной информации и последствия распространяемых слухов.
«По секрету всему свету». Мы, люди, чрезмерно любопытны и испытываем жгучий интерес к чужим секретам. Что это за жизнь без секретов? Если мы не в курсе дела, то кажется, что жизнь проходит мимо. Вот и держит человек ушки на макушке, чтобы, не дай Бог, ничего важного не пропустить.
На этой человеческой слабости неплохо зарабатывает желтая пресса, которая сегодня является процветающим крупным бизнесом. Еще в 1730 году Вениамин Франклин, начавший писать для отдела светской хроники, к своему удовольствию заметил, что сплетня неплохо продается.
«Испорченный телефон». В каждом из нас дремлет «писатель-фантаст», который в самый неподходящий момент может проснуться и заняться творчеством. Приписать что-то для пущего эффекта, преувеличить, приукрасить. Как результат, факты искажаются, обрастая не совсем правдивыми дополнениями, «муха превращается в слона» и… не успели оглянуться, как поначалу невинная болтовня совершила превращение во вредную сплетню. Чужие секреты стали достоянием общественности, а репутация человека разбивается вдребезги.
Сплетню можно сравнить с бросанием глины на белую стену. Даже если глина и не прилепится к стене, грязное пятно обязательно останется. Было бы неплохо помнить это, проявляя интерес к чужой жизни.
В чем разница между сплетней и клеветой? Сплетни — это пустые разговоры о людях, ни на чем не основанные слухи. Пустить сплетню можно и без злого умысла, а вот клевета…
Клевета (греческое слово — диаболос или дьявол) — это злонамеренная дискредитация. Подогреваемый злостью, ненавистью и завистью, клеветник уничтожает хорошее имя человека с целью продвинуть собственные интересы. Клеветнику доставляет удовольствие раскрыть личную информацию, шокировать сенсацией.
Писатель Артур Ми писал: «Клевета, которая может погубить человека, в большинстве своем начинается со сплетни. Это величайшее зло в мире… Она присуща тем, кому нечего делать и кто бесцельно бродит по жизни».
Преступление и наказание. История рассказывает о некоторых попытках искоренить сплетню.
Так, в одной общине из Западной Африки виновному в сплетне могли вырезать губы или даже приговорить к смертной казни.
Индейцы семинолы в США приравнивали сплетню к таким преступлениям, как ложь и воровство.
Интересный метод борьбы практиковался в Англии и Германии с XV по XVIII век. Тех, кого признали виновными в сплетне и клевете, ждал стул позора. Сплетника привязывали к нему и окунали в воду. Вот такой себе воспитательный метод.
В 1960 году в США были открыты центры по контролю и борьбе со слухами, которые могли бы подорвать государственную безопасность. С такой же целью был принят ряд законов, чтобы воспрепятствовать сплетням нанести экономический ущерб финансовым организациям.
Но, несмотря на эти и другие старания, сплетня, к сожалению, очень комфортно себя чувствует в нашем современном обществе. Факты показывают, что она живее всех живых. Сплетня сегодня вооружилась до зубов. Она сметает все границы и правила приличия, разрушая семьи, карьеры и репутации.
Наемниками у злостной болтовни служат газеты, журналы, телевидение и высокие технологии. К примеру, писатель Сет Годин назвал электронную почту «самой мощной машиной сплетен».
«Тогда лишь двое тайну соблюдают, когда один из них ее не знает» (У. Шекспир).