За что мы любим развлекательные тесты?

Реклама

Чем объяснить современный ажиотаж вокруг всевозможных тестов? Только ли тем, что пользователю нечего делать на работе и в Сети, а приколы, фотки, клипы и прочее быстро надоедают, не удовлетворяя растущих потребностей в зрелищах… и т. д. и т. д.

Речь здесь у нас пойдет о тех только тестах, которые проходят с чистой как слеза развлекательной целью.

Как утверждают знающие люди: «тайна скучного в том, что он пытается сказать всё». Поэтому щажу читателя и статью свою сокращаю в два раза прямо сейчас. Так же и тесты, к слову — они постоянно что-то недоговаривают о тебе, они опять недосказали о твоей «многогранной индивидуальности».

Когда я пытаюсь разобраться, почему меня (или тебя) зацепил тот или иной (зачастую ужасно глупый, но просто очаровательнейший) сетевой тест, без долгих нежных прелюдий, а просто сам по себе встает вопрос об изначальных и трудно уловимых целях, с которыми мы его проходим. Ясен день, что ты должен получить то, что хочешь, «именно в нашем магазине». Но

Реклама
что ты хочешь? То есть так: зачем ты идешь заниматься сек… пардон, тестом?

У меня лично следующие гипотезы…
Да, кстати, пока не забыл, вот что… Установка такая: думается мне, каждому хочется внимания. Таким образом, когда ты сидишь перед компьютером, который тебе задаёт вопросы, ты получаешь от него (компьютера, да…) несколько минут полного внимания к себе и… Что? Дикая мысль, да? Это не про тебя?.. Ах, но ты бы знал, сколько разного рода патологичных и депрессивных людей по соседству с тобой рыщет по просторам Рунета в поисках развлечений, состраданий и энергетической подпитки…

Ну, а вторая из причин, которая ближе к поверхности, является иллюзией (считаю я) и произошла от профессионального тестирования (Айзенк, IQ, структуры интеллекта, коммуникабельность, внушаемость, утомляемость, комплексная профпригодность etc.), Она ориентирована на результат, а не на процесс. Ну вот у тебя тиражируемый результат: «узнать больше о себе» любимом. Громко, да? На слуху? Да? Но ведь это еще не цель. А зачем тебе знать о себе? Ты думал над этим? Я вот такое надумал, ща изложу…

Реклама

Так вот, гипотезы наконец:
Первое. Узнав о себе, можно измениться. То есть, ещё более дикая мысль, что прочитав с монитора: «У тебя IQ=35» (КИ, для простоты, — определяется как ментальный возраст, деленный на хронологический и умноженный на сто), ты побежишь читать книжки, а прочитав: «Ты склонен к алкоголизму», выкинешь бутылку пива, которую только что открыл. То есть, это для святых, ага.

Второй результат такого знания — самоутверждение. Банально «похвастаться результатами». То есть тест должен давать тебе одну из таких возможностей: А) войти в группу единомышленников (Смотри-ка! У нас с тобой в тесте на грамотность по 12 баллов из 780-и! Как мы с тобой похожи! Как мы оба знаем албанскай!); Б) наоборот — почувствовать свою уникальность и непохожесть (Все вы, стадо, читали Пушкина, а я не читал! Зато я читал Ницше! Или (к примеру) могу самостоятельно клацать по кнопочкам в Инете и проходить тесты!). Тут можно польстить тестируемому, сообщив, что у остальных результаты хуже, и посмеяться над ними вместе или, к примеру, уделать его в грязь, а потом сказать: «Молодец, Вася, ты умеешь посмеяться над собой» — чтобы он не сильно кипишевал и таки посмеялся.

Реклама

Третье. С интересом (иногда ошибочно говорят «с пользой») убить время. Ты мне сейчас скажешь, что все должны заниматься делом, а «такую группу людей, которые способны скучать в этом интереснейшем из миров, я… жутко не люблю». Но, к их оправданию, бывают среди них просто люди, которые устали от работы, сколотили маленькой бизнес, например, и могут себе позволить поразвлечься сознательным ничегонеделаньем. Или просто нужно переключиться после напряженного рабочего дня. Но это, конечно, не о нас с тобой. Что?! Ты скажи еще, что ты сильно много работаешь. Ты скажи еще, что ты меня не с работы читаешь, тайком от начальства!

(Итак, дуракаваляние бывает сознательным и бессознательным. Во втором случае тебе нужны иллюзии, будто ты что-то получаешь от теста. Забудь об этом. Постарайся просто получить удовольствие… Итак, снова отбрасываем лишнее! чувствуешь? Кругус подозреваемых сужается…)

Реклама

Ну, может быть, четвертое. (Границы расплывчаты, но всё-таки.) Узнать о себе нечто такое, чего не знал. Как ты уникален или как ты, оказывается, похож на «каждого». Что в твоем мозгу действительно 23525839563275638763205782±5572 нервных связей, а вот у Васи их на 112 меньше. (Противоположная цель — польстить тому, что ты что-то знал, сакральное, чего не знали остальные — но это, конечно, к нашему 2Б.)

Пятое. Сугубо развлекательное. Поддаться на обаяние автора, довериться ему. Чаще всего автор теста в таком случае жесток. Но чем более он жесток, тем больший кайф ты ловишь от унижения, понимая, что это не всерьёз. Тут идёт в ход его наблюдательность, креатиффность, знание психологии… в общем всё, на чем можно тебя поймать. (Сюда мы поставим, например,

Реклама
тест Виконта, который, конечно же, еще и во вторую группу тянет свои щупальца — то есть, напомню: социальность и индивидуальность тестируемой личности, причём сразу.) Описывается словами «Падла!.. падла!.. падлавил!»

Шестое. Получить в итоге красивую картинку, которая украсит твою страничку в живом журнале. Без камментов. Это типа когда свою лень рисовать, а копирайт переть гордость не позволяет. Ага. Серьёзно — порадоваться тесту, как произведению искусства. Эстетическая цель, да, есть и такое.

И ещё — довесок-бонус, такая общеизвестная мысля: все, живущие в Сети пытаются остаться тут ощутимее. Наделать больше дел. Получить результаты. Это можно назвать симуляцией деятельности. То есть, энергия требует выхода, а ты ее обманываешь, получая мнимый результат. Обрастаешь связями с френдами, обрастаешь результатами тестов, проводишь время… Всё ощутимее переселяешься в виртуал, а тесты — вроде обоев твоего пространства.

Реклама
Т. е. — наследить побольше. Это естественное стремление человека — если не создать что-то, так разрушить, если не разрушить — пройти тест. Но всего побольше. Чтобы остались следы.

Какие же выводы можно сделать в результате?
Каков главный секрет создателя интересных тестов? Как удовлетворить все названные потребности и сделать кое-что еще, что зацепит? Как сделать тест популярным?

Обо всём этом читай в моем следующем эссе, которое будет называться «А хрен его знает»… Ну, ты ведь не робот, да? Умеешь делать выводы? Не знаешь? Пройди, наконец, тест на способность делать выводы.

А если вдруг у кого по мере прочтения меня появились идеи — то вот, наверное, и выполнена задача данной развлекательной статейки…

Желаю успешных результатов и эффективного креатива!

Реклама