Поэтому нам, родителям, стоит очень осторожно и внимательно следить за своими словесными обращениями к детям и за оценкой их поступков. Нельзя допускать, чтобы некоторые наши фразы, директивы и оценки стали тормозящими указателями на их жизненном пути.
Негативное отношение нужно стремиться трансформировать в позитивное, тем самым развивая в детях богатство и яркость эмоционального мира, а также веру в себя. Иногда детям вовсе не нужна оценка их поведения и поступков, их просто нужно успокоить.
Давайте проанализируем, как мы можем преобразовывать те фразы и высказывания, которые разрушительно влияют на психику и мировоззрение наших детей.
Когда родители произносят фразы «Горе ты моё!» или «Ты моё наказание!», у детей развиваются
Когда родителям не нравится то, что дети думают по тому или иному поводу, они говорят им: «Не твоего ума дело!» В семьях, где родительское слово является истиной в последней инстанции или законом, не подлежащим обсуждению, у детей развиваются не только низкая самооценка, но и задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость и отчуждённость, что также приводит к конфликтам с родителями. Ребёнок вынужден безропотно выполнять родительские высочайшие повеления и смотреть на мир их глазами. А он хочет услышать от нас:
Когда родители считают, что их дети самостоятельно делают всё «не так», «не то» или «не с тем», то они произносят: «Ты неумейка, ничего не умеешь делать!» или «Посмотри, что ты натворил (натворила)!» или «Когда же ты научишься?» В результате этого у детей развиваются не только низкая самооценка и задержка психического развития, но и неуверенность в своих силах, страхи, безынициативность и низкая мотивация к достижению цели, это приводит к атрофии воли и отсутствию веры в собственные возможности. У ребёнка пропадает полностью желание стремиться к чему-либо. Он думает: «Лучше вообще ничего не делать! Всё равно родители скажут, что я ни на что не гожусь». Чтобы этого не произошло, мы должны сказать своему ребёнку:
Когда родители спят и видят, как их дети ходят по струнке и выполняют все наставления, они говорят им: «Нельзя ничего делать самому, спрашивай разрешения у старших!» или «Вечно ты во всё лезешь!» или «Ты ни с чем не справишься без нашей помощи!» У детей после таких тирад развиваются не только неуверенность в себе, безынициативность и страхи, но и робость, боязнь старших, тревожность, несамостоятельность, нерешительность и зависимость от чужого мнения. Разумнее сказать своему ребёнку: «Смелее, ты всё можешь сам (сама)!» или «Рассчитывай на себя!» или «Я радуюсь твоим успехам!»
Когда родители, сами того не подозревая, хотят сделать из своих детей невротиков, они говорят им: «Ах, ты просто гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый (такая некрасивая)?» От таких «комплиментов» у детей развиваются не только низкая самооценка и неуверенность в своих силах и возможностях, но и чувство неудовлетворенности своей внешностью, застенчивость, нарушение в общении и чувство беззащитности, что создаёт, в свою очередь, и проблемы с родителями. Такой ребёнок думает о себе: «Я хуже других». А ведь ему так хочется услышать от нас:
Когда родителям просто не хватает времени на детей, они говорят им: «Всегда ты не вовремя, подожди, я сейчас занят (занята)!» или «Нет! Я не могу!» А у детей от этих слов развиваются не только отчуждённость, ощущение беззащитности и ненужности, но и скрытность, излишняя самостоятельность, уход в себя и повышенное психоэмоциональное напряжение. Не лучше ли сказать: «Давай я тебе помогу!» или «Расскажи мне, что с тобой!».
Некоторые родители, вместо того, чтобы успокоить ребёнка, начинают его обзывать: «Ты плакса-вакса, нытик!» А у него от этого ярлыка не только развиваются повышенное психоэмоциональное напряжение, тревожность и страхи, но и происходит подавление эмоций, глубокое переживание даже самых незначительных проблем и внутренняя озлобленность. А ведь в таком случае достаточно ласково сказать ребёнку: «Поплачь, будет легче…»
Когда родители называют ребёнка «неряхой и грязнулей», у того развиваются не только чувство вины и страхи, но и рассеянность, невнимание к себе и своей внешности. Лучше сказать ребёнку: «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
Когда родители хотят подчеркнуть в своём ребёнке незадачливость, они говорят ему: «Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!» или «Пусть все видят, какой ты недотёпа!» Такое порицание развивает в ребёнке не только отчуждённость и безынициативность, но и замкнутость, подчиняемость, угодливость и приверженность стереотипному поведению. А как ему хочется услышать от нас:
Некоторые родители используют, с их точки зрения, очень эффективный метод «воспитания», когда говорят своему ребёнку: «Уйди с глаз моих, сейчас же встань в угол!» Вне зависимости от справедливости или несправедливости такого наказания у ребёнка развиваются не только нарушение взаимоотношений с родителями, скрытность и внутренняя озлобленность, но и недоверие, агрессивность. Чтобы этого не произошло, нужно всего лишь сказать ребёнку: «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»
Естественно, что подобных фраз и выражений можно сказать намного больше. Важно помнить при этом, что сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла отражается на психоэмоциональном благополучии детей, на их поведении, а также на всей их дальнейшей жизни.