В детстве я буквально зачитывалась мифами Древней Греции — и сейчас мне на память приходит легенда о разбойнике по имени Прокруст.
Этот разбойник заманивал в свой дом проходящих мимо путников, затем укладывал их на свое ложе — и потом, если ложе было человеку коротко, то он отрезал от человека то, что считал лишним.
Если же, наоборот, ложе было слишком велико, то он начинал растягивать ни в чем не повинного пешехода до размеров своей постели.
Делал ли он так просто потому, что был злым? Не уверена. Вполне возможно, он искренне полагал, что все люди должны быть такого же размера, как он сам, — и потому из самых благих побуждений подгонял их под свою собственную мерку.
Так или иначе, выражение «прокрустово ложе» через века пришло и к нам. И, на мой взгляд, именно это выражение очень хорошо объясняет смысл того, что же такое принятие.
Если я чего-то не принимаю, значит у меня есть внутренний протест. Значит, я думаю, что знаю «как надо», как правильно. И пытаюсь подгонять под свою мерку.
Что греха таить, раньше и я думала, что знаю, как должен быть устроен «правильный» мир.
Я очень точно знала, какие люди должны в нем править — и конечно же, они никак не должны были быть похожи ни на Клинтона, ни на Путина, ни на Обаму, ни на Анжелу Меркель.
Я знала, что в мире не должно быть войн, нищих и инвалидов, что в нем не должно быть авто- и авиакатастроф, что в нем не должны извергаться вулканы, хороня под собой тысячи людей (привет тебе, Индонезия!).
Я точно знала, что ни я, ни другие люди не должны ругаться матом и набрасываться друг на друга с кулаками.
И только через много лет поняла, что старательно укладывала весь большой и пестрый мир в прокрустово ложе своих собственных представлений.
Теперь-то я знаю, к чему это приводит. И дело не только в том, что от не-принятия сильно портится настроение, снижается жизненный тонус, энергетический уровень — а при этом портится и здоровье.
Есть и другие, менее очевидные — но при этом не менее драматичные — последствия не-принятия. А именно:
Мы тратим драгоценное время собственной жизни и нервную энергию на мысли и разговоры о проблемах, лежащих далеко за рамками наших собственных полномочий.
Мы снимаем с себя ответственность за собственное счастье, за свое собственное душевное равновесие и мир в своей душе — объясняя себе, что в таком неправильном мире просто невозможно быть счастливым.
Мы тратим свои силы на то, чего не можем изменить, мы начинаем воспитывать других людей, манипулировать ими — вместо того, чтобы спокойно заниматься своими собственными делами.
Когда нам все-таки удается «исправить» другого человека, мы тешим свое самолюбие, свое эго, создавая себе иллюзию собственного всемогущества.
Наконец, не отсюда ли «растут ноги» у душещипательных историй о том, что муж почти уже перевоспитался — да вот беда, ушел к другой?
Пожалуй, я достаточно прояснила, что такое принятие и к каким тяжелым последствиям приводит его отсутствие.
И на этом хотела бы поставить точку, но прекрасно знаю, что остается множество вопросов. Например:
— Как принять то, что мужчина не дарит цветы?
— Как принять мужа, который бьет? (Увы, бывает и такое.)
— Как принять соседей, которые шумят за стенкой?
— Как принять то, что ребенок не слушается или связался с дурной компанией?
Словом, как принять то, что душа ну никак не хочет принимать?
Возможно я напишу еще по этому поводу отдельно, а сейчас, чтобы не оставлять вопросы без ответа, скажу коротко: мы слишком часто путаем принятие и бездействие.
Принятие никак не отменяет правильных действий по исправлению неприятных ситуаций и улучшению собственной жизни.
Принять — это не значит плыть по течению!
Принятие никак не отменяет Психологические Права Человека.
А теперь хочу задать вопрос: какие ситуации в собственной жизни вам особенно трудно принять? Что вам хотелось бы добавить к моим «размышлялкам» о принятии? Буду как всегда рада комментариям!