И как наша «психическая реальность» (читай ощущения, чувства, мысли, фантазии, представления, ценности и смыслы) влияет на физическое самочувствие.
В основном психосоматические проблемы появляются как следствие:
1. Внутриличностных психологических конфликтов.
2. Стрессов и наших на них психологических и соматических реакций.
3. Устойчивых фразеологических оборотов, программирующих Бессознательное нашей психики и таким образом запускающих соматические, телесные «отклики» в виде разного рода недомоганий.
4. Вторичных выгод наших болезней.
Давайте посмотрим на сердечно-сосудистые заболевания с этой точки зрения.
Если вас воспитывали в установках, что «хорошие девочки и мальчики» всегда должны контролировать свои чувства и что злость — это качество плохого человека, то в ситуациях, вызывающих у вас гнев, злость или сильное раздражение, ваши эмоции будут в постоянном конфликте с вашей же «впитанной с молоком матери» ценностью «быть хорошим». И чем чаще и неумолимей вы будете удерживать-подавлять свои энергии, тем вероятнее у вас разовьется хроническое повышенное давление. Это вряд ли означает, что вам следует начать лечить свою гипертонию гневными припадками. Но вот пробовать хотя бы самому себе в своих гневе и злости хоть иногда признаваться и как-то энергию этих состояний разряжать, может, и стоит начать. Размещая их в дыхательных или физических практиках — в беге, в силовых тренировках, в боксе или еще в чем-то так же агрессивно заряженном.
Если у вас есть свой внутриличностный миф о том, что основное качество мужчины — это «всегда и везде» выносливость и включенность в происходящее «до победного конца!», то в ситуациях стрессовых нагрузок, когда вам просто необходима будет передышка, вы, скорее всего, будете игнорировать и игнорировать потребность своего организма в расслаблении и покое. А вместо этого будете все жестче и неумолимей «набирать обороты», доводя себя до полного нервного и физического истощения. Которое в результате вполне может обернуться инсультом. Или инфарктом. Но ведь можно и по-другому с собой обходиться. Более гуманно. Без рисков разрыва сердца. Признавая свои возможности вместе со своими ограничениями и потребностью восстанавливать физические и душевные силы.
Если вы в обыденной жизни привыкли откликаться своим близким: «Ты взрываешь мне мозг!», «Ты ранишь мое сердце!», или чувствовать ценность Другого в категориях «сердечной привязанности», то со временем ваше сердце может начать реагировать реальной болью на трудности в ваших отношениях с людьми. Ведь психика наша напоминает айсберг. И осознанная ее часть — верхушка айсберга — несоизмеримо меньше нашего Бессознательного. Которое мыслит образами. А эти энергетически заряженные «картинки» «оформляются» нашим разговорным языком. И если осознавать хоть иногда взаимосвязь душевных и телесных процессов, то и мозг свой вполне можно избавить от своих бессознательных указаний: «Давай уже, взрывайся!»
И самая, по-моему, грустная часть обусловленных психосоматикой сердечных проблем — это уход в болезнь как способ получить себе какую-то выгоду. Например, «освобождение» от необходимости зарабатывать. Или избавление от непереносимых приступов тревоги в попытках самореализации. Или как возможность контролировать и «виноватить» своих родных и близких. «Ты отказываешься сделать так, как я хочу?! Вот, смотри, до чего ты меня довел — у меня сердечный приступ!» Причем это и правда сердечный приступ. Со всеми вытекающими отсюда рисками для здоровья. И «хронической виной», читай жесткой «привязкой» к «болящему» Близкого, кому этот приступ адресован.
Да, в психосоматических вариантах заболеваний мы всегда «болеем кому-то». Так как нам трудно опознавать свои потребности и чувства. И уж тем более — в силу воспитания, семейной истории, системы верований и убеждений — просто невозможно говорить напрямую о своих переживаниях и своих желаниях. И тут на помощь приходит тело. Воплощая — читай «придавая плоть» — нашим душевным беспокойствам в реальных нарушениях функций нашего организма. А со временем подавляя, разрывая, сжимая жизненно важные органы. В том числе и сердечно-сосудистую систему.
Так может, лучше все-таки «поговорить об этом»? Да, иногда стыдясь своих чувств и их проявлений. Да, иногда пасуя перед трудностями, признавая свои, в общем-то, естественные ограничения. Да, иногда страдая от непонимания своими Близкими. Но все-таки освобождая и поддерживая психику и тело более гуманным и по отношению к себе, и по отношению к окружающим способом.