Как появляются детские комплексы во взрослой жизни?

Реклама
Дебютант

Авраам Линкольн в своё время произнёс слова, достойные внимания: «Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств». А теперь вспомните, как часто в детские годы вас обвиняли в несовершенстве.

Как появляются детские комплексы во взрослой жизни?

Наверное, не раз вы слышали подобные слова: «Какая замечательная девочка, Танечка, а ты…»; «У тебя что — руки-крюки?»; «От тебя одни убытки!»; «И что из тебя выйдет?» Знакомо, не правда ли? Конечно же, ваши родители были любящими своих чад и, разумеется, желали им только добра. Но они даже не представляли, как их неосторожные, произнесённые в сердцах слова взращивают самый настоящий комплекс неполноценности у так горячо любимого ребёнка?

Реклама

В основном родители считают, что подобные фразы будут развивать в ребёнке стремление стать лучше. Возможно, кого-то подстёгивают, и они всю жизнь доказывают себе и окружающим, что могут быть если не лучше, то уж точно не хуже других. Задумайтесь: всю жизнь вращаться вокруг своей ущербности и жить с мыслью о том, что ты — разочарование для своих родителей. И всё, чего ты достиг — не более, чем жертва, возложенная на алтарь их амбиций. Любая твоя победа приносит не радость достижения, а лишь очередное доказательство того, что ты достоин любви близких.

Но внутри-то постоянно сверлит мысль, что это не любовь. Любовь всегда безусловна. Ей не требуются доказательства совершенства того, на кого она направлена. А в душе взращивается обида. И счастья от успехов нет. Холод и пустота. Одиночество среди, казалось бы, родных людей.

Реклама

Возможен и другой вариант. Ребёнок смотрит на мир другими глазами — отлично от взрослых. В его представлении солнце светит ярче, а небо — голубее и выше, а слова — порою бьют так больно и ранят глубоко, оставляя рубцы в памяти навсегда.

Представьте ситуацию: маме подарили красивую необычную вазу, которой она теперь очень дорожит. Ребёнок от природы любопытен, и ему, разумеется, хочется разглядеть её поближе, потрогать, подержать в руках. И в этот момент его, может, окликнули, а может, щенок под ногами юркнул, и ваза — на тысячи мелких осколков. Маленький и беззащитный, он уже и так полон ужаса от случившегося, а в спину врезается, словно нож: «Растяпа! Ты всё только ломаешь! Ты специально это делаешь?!»

Реклама

Эмоциональная окраска событий для ребёнка просто зашкаливает. Допусти он ещё пару оплошностей, услышь он ещё парочку таких реплик, и комплекс неполноценности плюс комплекс неудачника расцветут буйным цветом. Всякий раз, когда в его жизни будет возникать какое-либо значимое событие, он будет на подсознательном уровне бояться опять всё сделать не так. А значит его внимание будет концентрироваться не на том, что он делает, а на страхе сделать что-нибудь неправильно. И рука дрогнет, и что-то выпадет из рук — сломается и разобьётся. И вновь — обидные слова и слёзы комом в горле. А взрослая жизнь несёт новую ответственность и новый страх, что снова ничего не выйдет. И неудача — как вечный спутник. Очередное разочарование и боль. Боль осознания несоответствия родительским критериям. «Тридцать три несчастья» — этот комплекс весьма удачно взращивают в своих детях некоторые родители.

Так стоят ли наши мелкие расстройства того, чтобы лишить ребёнка возможности уверенно шагать по его пути. Шагать, осознавая, что тебя любят таким, какой ты есть. Любят, потому что любят, а не за что-то. Любовь — беспричинна. В противном случае — это расчёт. Так неужели мы любим своих детей по расчёту?

Реклама