Потеря памяти, способности концентрации внимания, ориентации на местности и в виртуальной реальности, депрессия, слабоумие, некоторые формы эпилепсии, старческого маразма, идиотии — это все он в ретрограде. Когда он ссыхается, уменьшается в размере, тогда мы, как в старом анекдоте, забываем, что у нас эклер потому что у нас таки склероз. Объем гиппокампа естественным путем уменьшается с возрастом. Отсюда и «моменты возраста».
Причем здесь такси? Отвечаю: 2003 год. Лондонский университет получает грант на изучение способности ориентации на местности в корреляции с размером гиппокампа. Кроме исследований на животных, проводится широкое исследование на… таксистах разных возрастных групп. Именно они должны лучше всех логически решать задачи ориентации в огромном городе. Метод — магнитно-резонансная томография (МРТ) мозга. Группе добровольцев-таксистов предлагается мысленно проложить маршрут из точки, А в точку Б. Результаты оптимальности и скорости решения задачи строго фиксируются учеными. Затем проводится МРТ.
Эврика! Показавшие лучшие логические результаты таксисты выявляют на МРТ большие по объему размеры этого участка мозга, особенно его правой стороны вне зависимости от возраста. Более того, чем больше у таксиста водительский стаж (следовательно, и возраст), тем крупнее у него размер гиппокампа.
А причем здесь религиозность? Отвечаю: Северная Каролина, США, Университет Дюка. Эти получают целых три гранта. Цель: изучение влияния степени религиозности на размер гиппокампа. Группа в различной степени религиозности людей зрелого возраста наблюдается сроком от двух до восьми лет. Инструмент исследования — та же МР-диагностика. Градируется атрофия также по степеням усушки-утруски мозга. А степени религиозности определяются по критериям религиозного усердия: время, проведенное в коллективных молитвах, принадлежность к религиозным сообществам (parishes), время, проводимое в индивидуальном общении с богом, глубина медитации, экстаза, и, главное, степень подчиненности поведенческого стереотипа религиозной идее (life-changing pattern),
А теперь подумаем вместе: вера есть продукт не нашего организма, а виртуальная продукция нашего мозга. Верим мы не локтем или печенью, а гиппокампом. Ох уж эта иррациональная деллюзия наших мозговых клеток! Лев Толстой называл веру согласием между волей и совестью. Лучше, пожалуй, никто не определил это иррациональное состояние человека.
Мы приучены верить, что верование облегчает жизнь, укрепляет человека в выборе между добром и злом, привносит духовность и (как опять же точно сказал тот же Лев), она придает человеческой жизни смысл, который не уничтожается со смертью.
Каждый из нас, кто в теме, конечно же читал об экспериментах медиков, подтверждавших, что молящиеся богу люди выздоравливают быстрее и успешнее неверующих. Читали мы и об исследованиях, что в группе больных, за которых молятся другие люди, выздоровление идет более успешно, чем в группе, за которых не молятся; что верующие люди или просто примирившиеся с идеей бога ну прям перед смертью, умирают легче… Читать-то читали, но я хочу заставить своего читателя немножко усомниться. И вот почему:
На мои два аргумента я право первой ночи оставлю за собой: в США 92% людей верующие, 83% из 100% - прихожане каких-либо церквей, 59% американцев молятся ежедневно. Прикинем — просто круговая порука: кто-то за кого-то и за себя любимого обязательно молится. И что, мы кладбища отменили? Да туда не зарастет народная тропа!
Второй аргумент: те атеисты и верующие, кто смог бы мне лично рассказать, кому легче было умирать, увы, сделать этого по понятным причинам не могут. Это мне рассказывают пока еще живые наблюдатели. А я вредная — верю только очевидцам.
И вот он, третий аргумент. Из Северной Каролины. Вот что установили ученые: чем выше степень религиозности людей, тем меньше у них объем гиппокампа. И, следовательно, тем больше проявлений, связанных с усыханием этого участка проблем: сильнее деменция, депрессия, стресс, поражение абстрактного мышления, навигации и прочих радостей жизни.
Это не лезет ни в какие привычные нам рамки! Нас не так учили, блин! Не может быть! А вот вам еще аргумент от моего стола к вашему: посмотрите, как живут сектанты. Читайте верхний абзац, господа.
Мы — страна протестантская. А внутри этого самого протестантизма у нас лютеране, англиканцы, кальвинисты, реформаторы, квакеры, мормоны, свидетели Иеговы*, анабаптисты с баптистами, адвентисты седьмого дня недели, конгрегационалисты, пятидесятники, харизматисты…
И чем уже, замкнутей конфессия, тем строже и канон, и устав, и повседневная жизнь верующих людей. Ведь ВСЕ нельзя! Разлюли нам малина, православным: греши да кайся, кайся и греши — грехи поп отпустит. От греха нас церковь не оберегает своим же попустительством к покаянию.
Православие, как толк, не потому ли отбросило Россию на 300 лет назад в развитии, закапсулировавшись в себе (чтобы проклятому Четвертому Риму не бывать — ну, не было Ренессанса в России, не было!), что постулат смиренного покаяния оказался выше страха согрешить? Покаяться — главное, а господь милостив, простит.
Я уже не беру всех поименованных выше «истов», а прикиньте, читатель, как жить умеренному протестанту, если грехи у них не замаливаются, не прощаются, пастором не отпускаются! Это жизнь под колпаком у Господа, под стрессом, и сплошной депресняк. А в переводе с русского на медицинский — ссохшийся гиппокамп со всеми вытекающими.
Вот почему не стоит садиться в такси к верующему таксисту — он вас в Сохо или в Сити через Жмеринку повезет. А счетчик-то тикает.
*Деятельность организации «Свидетели Иеговы» запрещена на территории России