Как лечить выученную беспомощность?

Реклама

В предыдущей статье мы рассмотрели теорию выученной беспомощности, созданную американским психологом Мартином Селигманом, выяснив, что отсутствие решительных действий является следствием напрасно предпринимаемых усилий.

Итак, что делать руководителю, который, возлагая большие надежды на своих менеджеров, не видит нужной отдачи?

Реклама

Самое главное, пожалуй, это усиление мотивации сотрудников, побуждение к действию, внушение им веры в свои силы и в то, что именно от их действий многое зависит. Для того чтобы искоренить симптомы выученной беспомощности, руководитель должен предпринять следующие шаги.

Шаг 1

Перво-наперво руководитель должен чутко реагировать на все, что делают подчиненные: подмечая как успехи, так и промахи сотрудников. При этом он должен аргументировать, почему его реакция оказалась именно такой. И, конечно же, реакция на успех и промах должна быть совершенно разной, чтобы у сотрудников было понимание, что их действия или бездействие могут приводить к разным результатам и оценкам. То есть

Реклама
руководитель, давая положительную или отрицательную оценку их действиям, должен давать им понять, что со стороны тоже видно, справились они со своей работой или нет.

Шаг 2

Руководитель должен реагировать на работу менеджеров оперативно, сразу выражая свое удовлетворение или недовольство по факту совершенного. То есть не стоит откладывать в долгий ящик свои хвалебные оды или, наоборот, претензии. Не стоит затягивать с оценкой и уж тем более делать это по истечении определенного времени, собирая в кабинете всех провинившихся (отличившихся), так как это может быть списано сотрудниками на плохое (хорошее) отношение или настроение руководителя, то есть такая оценка будет воспринята как необъективная.

Реклама

Шаг 3

Не нужно давать оценку по поводу и без. Не стоит отвлекаться по мелочам. Оценивать надо эффективность работы в целом. Это обусловлено тем, что, отмечая каждый шажочек в отдельно взятом задании, деятельность сотрудника как-бы распадается на отдельные операции, и в последствии с каждым вопросом он будет бежать к руководителю, рассчитывая на очередную «порцию» оценок, вместо того чтобы довести начатое до логического завершения путем принятия самостоятельных решений по ходу выполнения задания в целом. Здесь руководителю важно дать сотруднику самому научиться видеть последствия своих действий без его помощи, но как бы его глазами. Получив определенные бразды, сотрудник сможет сам оценивать свою работу, выстраивая собственные критерии оценок и внутреннюю мотивацию, которая не будет зависеть от внешних стимулов.

Реклама

Шаг 4

Для того чтобы у сотрудников не пропадал интерес к работе, необходимо формировать уверенность в успехе. Стоит давать подчиненным такие задания, которые они смогут выполнить и будут довольны результатом. При этом не стоит давать слишком легкую работу, с которой они справятся «одной левой», так как обычно такие задания быстро перестают быть интересными. Задания должны требовать определенных усилий, активизации внутренних ресурсов человека.

Шаг 5

Как ни странно, но к выученной беспомощности приводят не только постоянные поражения, но и гарантированный стопроцентный успех. В обоих случаях теряется ощущение зависимости результатов от собственных усилий, и поисковая активность падает. Соответственно, в том случае если сотрудники успешно справляются с поставленными руководителем задачами, задачи необходимо усложнять, заставляя работников мобилизовывать свои интеллектуальные и физические силы. При таком подходе у них появляется ощущение, что от их усилий зависит очень многое.

Таким образом, при достойной и достаточной мотивации, при наличии уверенности в своих силах и способностях, повышается самооценка, трудности заводят, а оптимизм в работе только растет!

Реклама