Как бороться с детской завистью?

Реклама

Взрослые люди понимают, что всем обладать невозможно, и учатся ценить то, что имеют. Ребёнку такая позиция не совсем понятна — ему трудно допустить, что у кого-то есть такая игрушка, а у него нет. Отсюда и появляется зависть.

Взрослые умеют скрывать желания и эмоции, а дети искренни в своих проявлениях. Поэтому детская зависть всегда бросается в глаза. Надеяться, что ребёнок с возрастом поумнеет, не стоит. Любые негативные эмоции озлобляют, делают человека чёрствым и тормозят его дальнейшее развитие.

Реклама

Детскую зависть рождает эгоцентричное мироощущение ребёнка. Он смотрит на мир с такими мыслями, что здесь всё только для него. А между тем в глубине души часто накапливается обида, что соседский мальчик рисует лучше и ему часто покупают новые игрушки. Несправедливое, на взгляд ребёнка, распределение материальных благ отпечатывается в подсознании надолго, если не навсегда. На смену зависти к новым игрушкам приходит зависть к новому мобильному телефону, модным кроссовкам, более современной модели компьютера. Накапливание в душе негатива вызывает нервозность и чувство собственной ущербности.

Родителям стоит постараться избегать ситуаций, где ребёнок будет чувствовать себя обделённым. Взрослые подчас так заняты своими проблемами, что совсем теряют из виду собственное чадо. Никакая материальная компенсация не заменит родительского внимания. Нужно стараться находить время и делать приятное своему ребёнку. Но это только одно решение проблемы. Потребности детей, особенно денежные, растут едва ли не ежедневно. И может возникнуть ситуация, когда они столкнутся с невозможностью покупки той или иной вещи.

Реклама

Ребёнка с самых ранних лет стоит постараться отучить от тоски по чужим вещам и научить с радостью пользоваться тем, что у него есть. Если он, к примеру, выхватил в песочнице у сверстника игрушку, следует постараться тут же вернуть её владельцу и компенсировать невозможность владения чужой вещью покупкой новой игрушки или привлечением внимания к давно забытой. Но этот метод не должен превращаться в жизненный принцип. Все действия должны быть направлены на то, чтобы ребёнок научился ценить свои вещи. Долгими объяснениями этого не добиться — всё познаётся на практике. Не жалея времени, нужно в игре показать ребёнку ценность знакомых ему предметов и игрушек. Только тогда он по-настоящему осознает, что с его машинкой или мишкой играть также интересно.

Реклама

Нередко родители в роли стимула выбирают желание ребёнка или его заветную мечту (новый велосипед за хорошую учёбу). Но что будет, если ребёнок не справится и не получит желаемого подарка? Останется негативный опыт, который долго будет жить в его душе. Ребёнок может сделать для себя вывод, что его не любят, что он плохой и не стоит в дальнейшем особо стараться, если его старания не приносят нужного результата. Нельзя шантажировать детей их мечтой! К тому же, кроме негативных ощущений, у ребёнка может появиться жизненная позиция «любые средства хороши ради достижения цели». Поэтому важно вовремя донести до него, что человек учится рисовать или танцевать в первую очередь для получения удовольствия, а не для того, чтобы оправдать чьи-то надежды на его будущее.

Реклама

У всех семей разное благосостояние. Не все могут позволить себе телефон последней модели и новый компьютер. Ребёнок понимает, что у него нет того, что есть у большинства его сверстников. У него возникает чувство, называемое в психологии «чувством пассивного недовольства». Этого допускать нельзя. Давно подмечено, что завистливые дети живут чужой жизнью и совершенно не замечают своих успехов и талантов. Родители должны всегда подчёркивать лучшие стороны своего чада. Следует объяснить ребёнку, что у него есть способности, которых нет у других, призвать его реально взглянуть на ситуацию и тем самым купировать чувство зависти.

Родительское внимание и забота способны вовремя переключить внимание ребёнка с объекта зависти на другой объект. Для этого нужно постоянно наблюдать за малышом и сразу приходить на помощь, если в его душе возник внутренний конфликт, ведущий в тупик.

Реклама