Причем часто нам хочется не столько совета, сколько человеческого участия и подтверждения нашей ситуации и состояния. Можно сказать, что нам нужен человек, который бы стал зеркалом и отразил наши слова и переживания. Говорить о себе мы, как правило, умеем. Рассказываем часами, взахлеб, обстоятельно, повторяясь, с деталями и обобщениями. А вот умеем ли мы выслушивать? Конечно, при условии, что есть время.
Давайте подумаем о том, как поддержать человека? Задача у слушателя очень важная — признать значимость ситуации и чувств говорящего, помочь ему услышать собственные слова. Как это ни странно, но человек в эмоциях часто плохо осознает, что он говорит. Часто принятие и осознание ситуации помогает найти выход из нее или переоценить обстоятельства. Что же делать, если
1. Станьте исследователем. Постарайтесь не мерить слова говорящего своим аршином. Собирайте факты, детали, нюансы. Превратитесь в фотоаппарат, делайте снимки без эмоций, комментариев и оценок.
2. Перепроверяйте свое понимание ситуации. Перескажите информацию коротко своими словами, уточните, правильно ли вы поняли говорящего. Возможно, вы услышите: «Да, это именно так», или собеседник уточнит свое и ваше восприятие событий.
3. Старайтесь избегать отклонений от темы. Обсуждайте только одну ситуацию. Иначе можно вытащить на свет «кучу грязного белья», разобраться в котором будем совершенно невозможно, собеседник начнет растекаться, и через некоторое время вы перестанете понимать, о чем это он. Фразы, которые могут вам помочь: «Как это относится к первоначальной ситуации?», «Я не совсем понимаю, куда Вы клоните?», «Мы все еще обсуждаем первую ситуацию или перешли к новой?»
4. Обращайте внимание не только на факты, отражайте и переживания собеседника. Можно задать следующие вопросы: «Как на Вас подействовало это событие?», «Что Вы почувствовали, когда???» Или подтвердите состояние: «Безусловно, это нелегко», «Действительно, есть от чего испытывать сильные эмоции».
5. Замечайте перемены интонации, позы, вздохи. Они могут указывать на принятие чего-то, перемену настроения, прозрение. Не спешите, дайте человеку освоиться с новой мыслью, а затем можно спросить: «Может быть, Вы увидели что-то новое?», «Ваше состояние переменилось, что-то произошло?»
6. Учитесь искусству держать паузу. Не затягивайте ее, но и не прерывайте слишком быстро. Иногда человеку бывает необходимо просто помолчать, ощущая при этом присутствие и поддержку другого.
7. Осторожно употребляйте фразы: «Я Вас понимаю», «Я знаю, что Вы чувствуете». Нам не всегда понятны ситуация и переживания другого человека. Гораздо лучше сказать: «Мне представляется, что…», «У меня создалось впечатление, что Вам было нелегко…», «Я вижу, слышу, что…»
8. Храните тайны собеседника. Часто люди в порыве могут рассказать о себе гораздо больше, чем планировали. Потом человек может испытать сожаление, стыд и даже, возможно, захочет разорвать с вами отношения. Иногда стоит спросить, действительно ли он хочет очень подробно обсуждать проблему. Можно заверить его в конфиденциальности разговора. И обязательно держите данное слово.
Часто бывает так, что подобная поддержка помогает вашему собеседнику увидеть свою ситуацию совершенно в другом свете. Кстати, уже в процессе разговора он может найти решение проблемы.