Гаджет-аддикция и не только: каким бывает современный шопоголизм?

Реклама
Грандмастер

«Тебе нужно развеяться. Пройдись по магазинам, купи себе что-нибудь…» — эту фразу мы слышим в каждом втором американском фильме.

Да, отличный способ снять напряжение. Гораздо безопаснее, чем, например, алкоголь. Ходишь по магазинам, любуешься, отдыхаешь и покупаешь что-нибудь красивое… Но от этого психологическая проблема (ощущение внутренней пустоты) не уходит, а привычка остаётся. И постепенно перерастает в зависимость — навязчивое желание купить что-нибудь, независимо от того, нужно тебе это ли нет. Зависимость эту по-научному называют ониомания, шопомания, шопингомания или шопоголизм (шопинголизм).

Реклама

Ониомания — непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. (Источник: Википедия)

Ониомания, навязчивое желание что-нибудь покупать, клинически относится к психическим расстройствам. Наиболее часто страдают шопоголизмом женщины, хотя в последнее время этот «недуг» поражает всё больше мужчин. Бывают и тяжелые случаи… Человек, страдающий шопингоманией, может не только влезть в большие долги, но и покончить жизнь самоубийством, не имея возможности купить понравившуюся вещь. История знает и такие случаи. А уж сколько семей распалось из-за того, что один из супругов не мог преодолеть искушения покупать что-нибудь ненужное вместо чего-то нужного…

Реклама

Психотерапевты обозначают термином «ониомания» («шопингомания») большое количество психических расстройств. Вот самые известные из них.

Сейломания (сейлзомания), или мания распродаж (мания скидок). Наверное, все видели телерепортажи с рождественских распродаж где-нибудь в США. Огромная толпа, сметающая всё на своём пути. Люди хватают всё, что попадается под руку, неважно, нужно это или нет, и несутся к кассе. Это, конечно, уже клиника, впору лечиться у психотерапевта. А есть люди, которые уже и не покупают товар, если на ценнике нет заветного слова «скидка». Даже просто плакат «Скидки до 70%!» может спровоцировать импульсные покупки, результаты которых потом будут либо выброшены, либо засунуты на самую дальнюю полку. А деньги уже потрачены, и человек корит себя за бесполезные покупки.

Реклама

Лейбломания (брендомания). Навязчивое желание приобретать изделия и услуги только определённых брендов. Эта, вроде бы, безобидная приверженность постепенно превращается в навязчивую идею, и, если человек не может себе позволить товары определённой фирмы, у него могут начаться серьёзные психологические проблемы, вплоть до нервного срыва.

В последнее время появилось и «новомодное» расстройство — гаджет-аддикция. Навязчивое желание покупать суперновые электронные гаджеты, даже если жизненной необходимости в этих «игрушках» нет. Чистые понты, показатели «статуса». А уж современные технологии предлагают таковые в огромных количествах: новые смартфоны, планшетники, читалки, ноутбуки с функцией 3D… «Больных» этим психологическим расстройством можно увидеть в новостях у каждого магазина фирмы «Apple» в день продажи нового гаджета. Люди готовы стоять всю ночь, лишь бы стать первыми обладателями заветной электронной «игрушки». Недаром бывший глава «Apple» Стив Джобс цинично заметил: «Мы делаем миллиарды на ваших понтах».

Реклама

Джанк-фуд-аддикция (junk-food, от англ. junk — мусор), или фастфуд-мания — навязчивое желание съесть что-нибудь в каждой встречающейся на пути фастфуд-забегаловке. Кроме вреда здоровью и отъема некоторого — иногда достаточно большого — количества денег, пользы от таких перекусов никакой.

Конечно, современный шопоголизм более многогранен, чем описанные выше психические расстройства. Мало того, он ещё и постоянно подпитывается с экранов телевизоров, рекламных плакатов, баннеров в Интернете и т. д. Те же фильмы, где красивая героиня говорит неизменную фразу, вынесенную в эпиграф…

Противостоять шопомании сложно, но можно. Прежде всего, не приравнивать удовольствие от новых покупок к решению психологических проблем. Больше обращать внимание на функциональность покупки, а не на её «статусность». Меньше покупать импульсивно, необдуманно.

Реклама

Для этого требуется немного: покупать товары только по списку, в поход по магазинам брать ровно столько денег, сколько надо, или чуть больше. Откажитесь от дополнительных товаров и услуг, которые «впариваются» с любой крупной покупкой. Расплачивайтесь наличными, а не кредитной карточкой. Возьмите за правило задавать себе на распродажах вопрос: «Если бы скидки не было, купил бы я это?» Если ответ «нет», значит и со скидкой покупать данный товар не стоит. Если «да», покупайте и порадуйтесь, что сэкономили некоторую сумму.

А ещё всегда помните, жизнь Ваша — не только бег от покупки к покупке, это нечто большее. Намного большее!

Реклама