Я бы, наверное, не смогла оценить всю глубину этого романа, если бы до этого не прочла его интерпретацию известным американским психологом-экзистенциалистом Ирвином Яломом в книге «Экзистенциальная психотерапия». Ялом считает «Процесс» самым захватывающим описанием одного из невероятно сильных и глубоких переживаний человека — экзистенциальной вины.
Говоря простым языком, экзистенциальная вина — это сожаление о том, что проживаешь не ту жизнь, для которой родился, не используешь свой потенциал в максимальной степени, ленишься и придумываешь всякие отговорки для того, чтобы не отвечать себе правдиво на важный вопрос: «Чего я по-настоящему хочу в этой жизни?»
Тема экзистенциальной вины меня глубоко взволновала; по-видимому, были затронуты самые тонкие, самые чувствительные струны моей души.
Я вдруг поняла, почему праздность, или леность, является четвёртым смертным грехом. Растрачивая попусту данное ему судьбой, человек совершает преступление против самого себя. Он виновен «вследствие несделанного им в жизни». А как часто в жизни мы ленимся! Как часто думаем: «Ну и чёрт с ним…»
Многие из нас говорят в своё оправдание: «Я абсолютно не знаю, чего хочу!» Однако по мнению большинства гуманистов и экзистенциальных психологов, с которым я склонна согласиться, человек обладает исходным знанием о своих потенциальных возможностях. Ему не надо тратить всю жизнь на то, чтобы разобраться в том, для чего он рождён. В центре своего существа каждый человек знает себя. Ему достаточно лишь прислушаться к себе, довериться интуиции, и он получит ответ. Настоящий, правдивый.
Если мы не следуем за своею природой, то неизбежно ощущаем вину, тревогу. И наша жизнь превращается в нескончаемый Процесс, где Обвинитель выносит приговор, Адвокат пытается защищать, а Обвиняемый, в свою очередь, либо признаёт свою вину и становится на сторону обвинителя, либо начисто её отрицает.
В случае отрицания своей «виновности», мы обречены вновь и вновь возвращаться на скамью подсудимых. Отказываясь принять ответственность за собственную жизнь и полностью игнорируя зов подлинного «Я», мы чувствуем себя несчастными людьми, жертвами обстоятельств, сложившихся не в нашу пользу. Мы сожалеем о прожитой жизни и ни за что на свете не хотели бы её повторить.
Если человек, напротив, не убегает от чувства вины (а соблазн велик, ибо это переживание настолько сильно, что сердце щемит), а позволяет себе его проживать, то существует большая вероятность того, что, в конце концов, ситуация изменится. Ибо экзистенциальная вина, на мой взгляд, очень конструктивная эмоция — не разрушающая, а стимулирующая, дающая понимание того, что необходимо брать судьбу в свои руки.