Чувство вины: может ли оно быть конструктивным?

Реклама
Профессионал

«Кто-то, по-видимому, оклеветал Иозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест». Так начинается роман Франца Кафки «Процесс». На протяжении всего произведения его главный герой Иозеф К. пытается освободиться от суда, доказать всем и вся, что он невиновен. Однако все его попытки тщетны, ибо процесс ведётся не обычным гражданским судом. Иозеф К. вершит внутренний суд над самим собой.

Я бы, наверное, не смогла оценить всю глубину этого романа, если бы до этого не прочла его интерпретацию известным американским психологом-экзистенциалистом Ирвином Яломом в книге «Экзистенциальная психотерапия». Ялом считает «Процесс» самым захватывающим описанием одного из невероятно сильных и глубоких переживаний человека — экзистенциальной вины.

Говоря простым языком, экзистенциальная вина — это сожаление о том, что проживаешь не ту жизнь, для которой родился, не используешь свой потенциал в максимальной степени, ленишься и придумываешь всякие отговорки для того, чтобы не отвечать себе правдиво на важный вопрос: «Чего я по-настоящему хочу в этой жизни?»

Тема экзистенциальной вины меня глубоко взволновала; по-видимому, были затронуты самые тонкие, самые чувствительные струны моей души.

Реклама

Я вдруг поняла, почему праздность, или леность, является четвёртым смертным грехом. Растрачивая попусту данное ему судьбой, человек совершает преступление против самого себя. Он виновен «вследствие несделанного им в жизни». А как часто в жизни мы ленимся! Как часто думаем: «Ну и чёрт с ним…»

Многие из нас говорят в своё оправдание: «Я абсолютно не знаю, чего хочу!» Однако по мнению большинства гуманистов и экзистенциальных психологов, с которым я склонна согласиться, человек обладает исходным знанием о своих потенциальных возможностях. Ему не надо тратить всю жизнь на то, чтобы разобраться в том, для чего он рождён. В центре своего существа каждый человек знает себя. Ему достаточно лишь прислушаться к себе, довериться интуиции, и он получит ответ. Настоящий, правдивый.

Реклама

Если мы не следуем за своею природой, то неизбежно ощущаем вину, тревогу. И наша жизнь превращается в нескончаемый Процесс, где Обвинитель выносит приговор, Адвокат пытается защищать, а Обвиняемый, в свою очередь, либо признаёт свою вину и становится на сторону обвинителя, либо начисто её отрицает.

В случае отрицания своей «виновности», мы обречены вновь и вновь возвращаться на скамью подсудимых. Отказываясь принять ответственность за собственную жизнь и полностью игнорируя зов подлинного «Я», мы чувствуем себя несчастными людьми, жертвами обстоятельств, сложившихся не в нашу пользу. Мы сожалеем о прожитой жизни и ни за что на свете не хотели бы её повторить.

Если человек, напротив, не убегает от чувства вины (а соблазн велик, ибо это переживание настолько сильно, что сердце щемит), а позволяет себе его проживать, то существует большая вероятность того, что, в конце концов, ситуация изменится. Ибо экзистенциальная вина, на мой взгляд, очень конструктивная эмоция — не разрушающая, а стимулирующая, дающая понимание того, что необходимо брать судьбу в свои руки.

Реклама