Умение общаться, или Как быть понятными друг другу?

Реклама
Дебютант

Мы все разные. Эта аксиома давно стала общим местом, настолько избитым, что, собственно, практически утратила собственный смысл. Мы произносим эти слова, не задумываясь и не понимая, не осознавая их истинного значения. Настолько, что любой человек, прочитав эту фразу, испытывает удивление пополам с некоторым раздражением: «Ну и что, это всем известно».

А между тем эта разность — если ее не осознавать — каждодневно мешает нам жить. Простым и сокрушительным способом. Мешая нам разговаривать и договариваться с людьми. Произнося одни и те же слова, каждый из нас вкладывает в них свой смысл — и этот смысл далеко не всегда совпадает со смыслом, который в это же слово вложил собеседник. Если не верите — поиграйте с теми, кто сейчас рядом с вами. Назовите любое слово — например, «стол». И пусть каждый расскажет, какой образ мгновенно возник у него в сознании. Я вот, например, увидела круглый стол темно-коричневого дерева, старый — раньше такие называли «мещанскими». Покрытый желтой скатертью с бахромой… Что увидели вы?

Реклама

И это не все препятствия, возникающие перед теми, кто разговаривает. Конечно, легкая болтовня, шутливый треп не требуют такого внимания, поскольку цель таких разговоров — просто отдых, развлечение. Но если вам нужно объяснить мужу, что вы устаете на работе и вам нужно больше помощи по дому? Но если вы хотите как-то донести до жены, что иногда вам необходимо побыть одному — да так, чтобы не возникло обиды или конфликта? Но если вы хотите узнать у вашего ребенка, почему он забросил учебу? Но если вы любите разговаривать друг с другом «за жизнь» и обсуждать самые разнообразные жизненные темы? И так далее…

А между тем давно определены и проверены на практике несколько простых способов разговаривать

Реклама
, которые помогут и вам, буде вы начнете ими пользоваться.

1. Если вам предстоит непростой разговор, выберите время, когда вы и ваш партнер по общению находитесь в спокойном состоянии. Разговаривать на эмоциональном «взводе» не получится. Если вашей целью является не скандал, а возможность общения, понимания или изменения — начинайте разговор только в уравновешенном состоянии и удерживайте это состояние в течение всего разговора.

2. Изложите суть вопроса. Не говорите многословно, сформулируйте предмет коротко и четко — но при этом вашему собеседнику должны быть понятны все изложенные вами тезисы.

3. Будьте доброжелательны. Ведь с человеком, который вас обвиняет и испытывает к вам негативные эмоции, разговора не получится.

Реклама

4. Договоритесь о понятиях. Это обязательный пункт для разговора на любые темы. Ведь все мы разные (помните?) и вкладываем в одни и те слова разный смысл. Там, где возможно определить хотя бы основные понятия, которые вы будете использовать в разговоре, сделайте это заранее, перед началом разговора. Остальные поясняйте по ходу: «Когда я говорю…, я имею в виду, что…».

5. Важно! Избегайте оценочных высказываний и высказываний с эмоционально-негативным значением. Формулируйте вашу мысль так, чтобы она не становилась обвинением или оценкой действий (а также слов, мыслей и чувств) партнера — а тем более, его самого. Ведь ваша цель — не поругаться, верно? Не обвинить в чем-то партнера. Ваша цель — достичь понимания, согласия и, вероятно, изменения, в котором вы оба будете чувствовать себя комфортно и тепло.

Реклама

6. Как ваши слова могут быть поняты собеседником иначе, так и вы сами легко можете понять собеседника совсем не так, как он имел в виду. Введите себе в привычку дослушать собеседника до конца, не торопитесь ответить, сочтя, что вы уже поняли, что он хотел сказать — а вдруг он имеет в виду нечто иное?

7. Полностью выслушав высказывание, лучше переспросить: «Ты имеешь в виду это и это? Я правильно тебя понимаю?» Вы удивитесь, как часто ответом вам будет удивленное: «Нет, я имею в виду совсем другое». Именно на этом в разговоре спотыкаются многие, уходя в бессмысленный, основанный только на недоразумении конфликт. Вопрос: «Говоря вот это, что ты имеешь в виду?», сокращает количество ненужных конфликтов и потерянного времени в разы.

Реклама

8. Постарайтесь услышать собеседника. Достичь согласия можно только тогда, когда оба участника разговора имеют возможность высказаться и при этом быть услышанными и понятыми. Даже если вы не согласны с точкой зрения партнера по разговору, уважайте его право на свое видение. Его точка зрения на чем-то основана. Почему-то ваш партнер думает именно так — наверное, у него есть на это основания? Какие именно?

9. Не бойтесь открываться. В нормальном разговоре всегда можно открыто сказать собеседнику: «Когда ты так говоришь, я понимаю это так, и мне это мешает, потому что… Я хочу, чтобы мы с тобой понимали друг друга, для меня это важно, потому что…». Если вы скажете это спокойно и доброжелательно, то вам удастся донести до собеседника важную для вас информацию — и в таком виде, в котором он сможет ее воспринять. Дополнительный бонус — избежание зачастую бессмысленного конфликта, а также ненужного недоразумения.

Реклама

10. Старайтесь говорить с собеседником на его языке. Если он считает существенными одни аргументы, мало смысла приводить ему другие. Если вы хотите донести до него свои мысли, пожелания или идеи, имеет смысл разговаривать, используя его собственные аргументы, категории и понятия.

Сохраняя доброжелательность к собеседнику, проявляя интерес к его точке зрения и разговаривая с ним на его языке, мы получаем редкостную возможность не только быть услышанными, но и узнать в разговоре нечто важное и существенное для себя. Конечно, сначала такой разговор требует некоторой подготовки, но практика — лучший учитель, и через некоторое время она принесет вам свои плоды.

Реклама