Сколько собеседников участвуют в диалоге?

Реклама
Грандмастер

В простом взаимодействии двух человек реально участвует гораздо больше двух «собеседников». И раздвоение личности тут ни при чем. Человек не герой комикса, мы не одноплановы и не очень-то целостны.

В каждом из нас под «зонтиком» одной личности присутствует сразу несколько субличностей (назовем их так, сознавая всю условность такого наименования). И каждая вступает в диалог со всеми своими установками, целями и методами их достижения!

Реклама

Крайне редко их голоса сливаются в стройный хор и звучат слаженно. Чаще каждая субличность так или иначе норовит перетянуть одеяло на себя. Именно они ведут в нас бесконечные внутренние беседы. Это с ними мы препираемся и переливаем из пустого в порожнее, тратя время и силы на борьбу с самими собой.

И во взаимодействии с другим слишком часто правду «говорит» одна субличность, а высказывается вслух совсем другая, одна все понимает правильно, а другая вылезает на первый план, внушая нам более приемлемую для нас ложь. Вот такой внутренний зоопарк.

Давайте разберем это на примере. Пример возьмем из вековечной народной мудрости, то есть анекдота:
Сидит Баба-яга на пеньке, подлетает к ней Кощей Бессмертный.

Реклама

— Слышь, карга, выходи за меня замуж!
— Отстань, старый, не для тебя роза расцветала!

Думаете, перед вами происходил диалог, то есть разговор двух личностей? На самом деле в беседе присутствуют шесть (минимум!) «условных личностей», или субличностей.

1. и 2. Собственно Баба-яга и Кощей Бессмертный, как они есть («Я-реальные»).
3. Баба-яга, как она сама себя видит — та самая «вечно юная роза», слегка прихрамывающая, что только добавляет ей шарма в собственных глазах.
4. Кощей Бессмертный, как он сам себя видит, — вероятно, несколько худощавый юноша, богатый и преуспевший как в воинском деле, так и в науках (известный колдун).
5. Баба-яга в представлении Кощея — неплохой вариант, обладает знаниями магии и трав, владеет участком леса, собственной жилплощадью (избушка на курьих ножках) и личным автотранспортом (ступа). Хотя, судя по обращению «карга», не слишком устраивает его по внешним данным.

Реклама

6. Кощей Бессмертный с точки зрения Бабы-яги — старый хрыч, неоднократно сватавшийся и много раз неудачно женатый.
7. Баба-яга, как она сама себя видит глазами Кощея, — «прямо скажем, роскошная партия для меня, старого козла!» А значит, можно себе позволить покочевряжиться. В конце концов, куда он денется — посватается еще.
8. Кощей Бессмертный, как он сам себя видит глазами Бабы-яги, — «дурой буду, если откажу такому богатому образованному молодцу».

Итого — 8 персонажей! Причем реальная Баба-яга не подозревает о том, как она на самом деле выглядит в глазах Кощея. Также и Кощей не знает, каким его видит Яга, и его предположения на этот счет далеки от истины. Да и другие субличности отнюдь не находятся в непосредственном контакте друг с другом.

Реклама

Более того, самопрезентуемая личность — то, как человек воспринимается самим собой, — обычно и не подозревает о подобной множественности. Даже между образом себя и тем, каким человек является на самом деле, у подавляющего большинства из нас существует громадный разрыв. Поэтому, если у вас возникает спор, помните: в каждом случае вы не одиноки, как не одинок и ваш собеседник. А чем больше разрыв между реальной личностью и ее представлением о себе, тем менее точна коммуникация и тем меньше вероятность быть правильно понятым собеседником.

Заметьте, мы рассматривали предельно упрощенную ситуацию — только два собеседника. Стоит подключиться третьему участнику, к «конференции» добавятся и его субличности. И не только! Участник трио воспринимает не только двух других участников по отдельности, он видит их еще и вместе — как взаимодействующую пару. И такую пару наблюдает каждый из участников трио. Если же собеседников еще больше, число участвующих в разговоре виртуальных «субъектов» растет в прогрессии.

Попробуйте понаблюдать за собой и своими собеседниками с точки зрения «множественных субличностей». Возможно, вы заметите много интересного и неожиданного. И кто знает, не поможет ли это сделать коммуникацию более прозрачной?

Реклама