И такое разнообразие ее функций определяется тем, что это «пограничный» орган, тот самый барьер, отделяющий нас от внешнего мира. Поэтому в ее задачи входит как наша защита, так и контакт с окружающей нас действительностью.
Именно поэтому наше внутреннее состояние всегда отражается на коже, сигнализируя окружающим о тех чувствах и потребностях, которые мы испытываем — покраснение при стыде, зуд как признак нетерпения, бледность или покраснение с потоотделением — при ярости и страхе, мурашки — при холоде или возбуждении.
Самая главная функция кожи — это создание барьера между внутренним миром и внешним. Это барьер, который защищает нас от всевозможных воздействий окружающих среды, способствует поддержанию гомеостаза нашего организма. Именно кожа принимает на себя первый удар при неблагоприятном изменении температуры окружающего нас пространства, при любых проявлениях агрессии внешнего мира.
Поэтому не удивительно, что с точки зрения психологии кожа является своего рода зеркалом нашего контакта с окружающим миром. Кожа реагирует, если этот контакт неадекватен (его мало или много, он слишком навязчив или, напротив, холоден, формален), если этот контакт не соответствует нашим потребностям.
Основные проблемы, связанные с «контактом», закладываются у человека в самом раннем детстве. Происходит это из-за недостаточного или неполного контакта с матерью на первом году жизни, поскольку именно в это время потребность в тактильном и эмоциональном контакте с матерью у ребенка так же сильна, как и потребность в еде и тепле. Если мама недостаточно времени уделяет общению с ребенком — реже, чем ему требуется, берет его на руки, обнимает и разговаривает с ним, то у ребенка не формируется в полной мере базовое чувство доверия к миру, что служит платформой для дальнейшего развития
Чуть позже — начиная со второго года жизни, у ребенка, помимо потребности в контакте с мамой, появляется и противоположная потребность — потребность в самостоятельности, определении своих границ. И здесь уже проблемы могут возникать из-за того, что родители подавляют самостоятельность ребенка, ограничивая зону его контакта с окружающим миром. Это может проявляться в:
— навязывании своих взглядов, диктаторской позиции по отношению к ребенку («дети всегда должны слушаться родителей», «мы решили отдать ребенка в музыкальную школу»);
— игнорировании желаний и чувств ребенка; ребенку постоянно не разрешают делать то, что он хочет («не бегай», «помолчи», «не трогай»);
— в том, что у самих родителей нет полноценной границы контакта — в этом случае у ребенка перед глазами просто нет примера, как правильно выстроить эту границу и, соответственно, отношения с миром (к примеру, в семье все решения принимает папа, все остальные должны беспрекословно подчиняться).
Все это может оказывать влияние на кожу и вызывать различные кожные заболевания— от легких высыпаний до диатеза, потому что у растущего организма просто пока нет другого способа сигнализировать окружающим о том, что потребности его не удовлетворяются.
И, наконец, немаловажная роль кожи — восприятие боли. Поэтому с кожей могут быть тесно связаны мазохистские наклонности человека, склонность к самообвинению, самобичеванию, заниженная
Все эти психологические проблемы формируются в детском возрасте, например, под влиянием излишне строгих и авторитарных родителей, когда ребенок был вынужден подчиняться их воле и выполнять определенные правила или требования, приносящие ему эмоциональные страдания. Следствием таких психологических проблем, как правило, являются такие соматические проявления, как экзема и нейродерматит.