Писать и о самой Жизни нетрудно, будучи здоровым и счастливым на данный момент. Тем более что до сих пор никто не может вразумительно растолковать, что такое жизнь вообще, — каждый предпочитает просто жить подольше и лишь на досуге иногда «поискать» смысл собственной жизни. В крайнем случае можно грандиозно обобщить, как правило, основываясь на личных ощущениях.
А вот подробно объяснить, почему из всех возможных вариантов человек выбирает наихудший, — такое под силу разве что очень смелому в суждениях писателю-фантасту или обалдевшему от собственной просветленности мудрецу… Остальные же лишь пытаются предположить.
Попытаюсь и я.
С детьми действительно многое ясно и понятно — после инструктажа «Это хорошо, а это — плохо» они тотчас отправляются проверять на практике истинность родительских утверждений. Дети аксиому быстренько превращают в теорему, которую требуется доказать. И доказывают, доказывают… А родители — их н
Но как быть с взрослым человеком?.. Как объяснить с точки зрения здравого смысла абсурдность поступков вполне здоровых, серьезных и даже благопристойных людей?
Например, водитель (преимущественно мужчина) может врезаться на автомобиле в один-единственный столб на обочине, будучи одним-одинёшеньким на дороге. Семейная пара, едва рассчитавшись с долгами, уже на следующий день могут начать подумывать о новом кредите…
Стоя на краю пропасти, человек может с «удовольствием» прикидывать в уме причинно-следственные связи своего падения головой вниз — предполагаемый страшный хруст костей и неутешное горе родственников почему-то заводят его. А может и на практике «проверить» это…
Он обязательно подожжет то, что категорически запрещено поджигать. Скажет непотребное в адрес любимого человека. В бизнесе сделает максимальное количество ошибок… Может даже напиться «до смерти» от радости по поводу возвращения из больницы.
«Инстинкты жизни и смерти», — пробормотал бы Фрейд. «Бес противоречия», — мрачно выдавил бы Эдгар По. «Дурак!» — сказали бы в народе.
«Что нас не убивает, то делает сильнее!» — возражает человек, оставшись чудом в живых после очередного эксперимента над собой. И я с ним согласен, но только в некоторых случаях.
Случай первый: исследовательские инстинкты
Человек с детства получает сведения об окружающем мире не из личного опыта, а от других людей (прежде всего от родителей). Его напичкали информацией до предела — в него впихнули немалую часть опыта, нажитого человечеством за многие и многие годы. И в определенный момент он просто-напросто начинает проверять эти самые знания, ибо его личный опыт крайне от них отстал. Его исследовательские инстинкты отныне жаждут подтверждения полученной
Случай второй: «изгнание из рая» — рождение человека
Я убежден, что пребывание библейского Адама в раю — это некое зачаточное состояние человека, и его настоящая жизнь начинается после рождения — после изгнания из рая. Больше нет максимально благоприятных условий — есть невероятные трудности и непреодолимое стремление выжить. Человек напрягается, изворачивается, совершает подвиги во имя себя и своих близких, и его мышцы крепчают, ум совершенствуется, воля становится несгибаемой. Или же человек погибает.
Это не наказание… Это новая задача — сохранить то ценное, что было приобретено, и обязательно подняться на новый рубеж развития. Многие из нас будут попадать раз за разом в различные тяжелые жизненные ситуации только по одной причине — мы двигаем эволюцию вперед. В награду за этот каторжный труд мы получили саму возможность жить и способность
Случай третий: маменькин сыночек
Наше подсознание прекрасно обходится и без нашего контроля. Но от того, как мы живем — в согласии ли с ним или же конфликтуем, зависит не только наше самочувствие, но и поведение — ведь большинство из нас провоцирует преступников.
И в роли преступников выступают те страхи, что были приобретены тепличным воспитанием. А потому не стоит удивляться наихудшему варианту из всех возможных — подсознание пресекает в человеке все то, что ему мешает. Трусливому человеку мерещатся злобные типы за каждым углом. Будьте смелее — и страхи отступят!..
Я отчетливо осознаю притягательность зла и искренне сочувствую несчастным. Понимаю, что инстинкты жизни и смерти пребывают в извечном единстве и борьбе противоположностей.
Верю, что Бог хочет видеть в своих детях достойных и сильных людей, способных честно трудиться, уважать других и любить.