Пожалуй, основными из них являются, во-первых, злость — от раздражения до лютой ненависти, а во-вторых, страх — от легкой тревоги до состояния паники.
Злость как естественная реакция возникает тогда, когда поведение партнера не соответствует нашим ожиданиям или причиняет страдание, или выходит из-под контроля. К ее разряду относится и легкое раздражение, и неприязнь, и досада, возмущение и негодование, гнев и враждебность, ярость и ожесточение, желание отомстить за измену или мнимое предательство.
Страх появляется тогда, когда ревнующий боится проиграть потенциальному сопернику (сопернице), оказаться менее достойным его или быть брошенным, отвергнутым второй половиной, остаться в одиночестве или потерять власть над другим, потерять что-то значимое в отношениях, лишиться важного для себя человека. Это могут быть сомнения в собственной ценности или верности другого, опасение разочарования в себе, тревога неопределенности, страх предательства, ужас измены.
Кроме этого, для ревности бывает типичным состояние подозрения, недоверия, фрустрации, переживание обиды, разочарования, оскорбленного самолюбия, унижения, грусти, горечи. Причем для последних совсем необязателен факт состоявшейся измены. Достаточно представления в воображении предполагаемого неприятного факта или разрыва отношений, как в душу закрадывается печаль и подавленность.
Американский психотерапевт А. Лоуэн подчеркивает, что подозрения и любовь несовместимы. Именно вера, доверие обеспечивает свободное и сильное течение энергии любви: вера — состояние открытости, которое позволят любовному импульсу беспрепятственно протекать по телу.
Иногда ревнующий мучается чувством вины или стыда — за свои деструктивные чувства, подозрения любимого человека, а также как следствие ощущения проигрыша, провала на фоне мнимого или реального соперника.
Надежда, периодически сменяемая отчаянием, ясность, чередующаяся с неопределенностью, ощущение всесилия и бессилия — тоже обычные спутники ревности.
Чувства, испытываемые при этом, являются отражением внутренней (и внешней) дисгармонии, а образ соперника (или соперницы) — это наше собственное недосягаемое «Я»,
Старшей сестрой ревности является зависть. Аналитики считают, что зависть — это негативное чувство, возникающее тогда, когда другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым для меня. Зависть как бы направлена на то, чтобы отобрать или испортить это. Так, шекспировский Отелло пал жертвой горячо его ненавидящего завистника Яго. Яго завидует положению и возможностям Отелло, а также его счастью с Дездемоной. Поэтому он стремится вселить в душу Отелло ревнивые сомнения, находя отдушину и извращенное удовлетворение в зрелище падения своего соперника.
Вообще зависть подразумевает отношения между двумя людьми. Ревность же основана на зависти, но включает отношения трех людей; «она озабочена той любовью, которую человек чувствует своей привилегией и которую отбирает или угрожает отобрать третья сторона — его соперник. Ревность боится потерять то, что имеет; зависть переживает, видя, что кто-то имеет то, что хочется иметь самому» (М. Кляйн), включая и какие-то возможности, и свободу выбора, и свободу быть самим собой.
В обыденном представлении о ревности мужчина или женщина чувствуют, что кто-то другой лишает их любящего человека. Таким образом получается, что ревнует — не значит любит, а ревнует — значит боится потерять того, кто любит. По словам все того же Бенджамина Джонсона, не тогда человек ревнует, когда любит, а тогда, когда хочет быть любимым.
Продолжение следует…