Дело в том, что половая самооценка ребенка формируется адекватно только в том случае, если родители будут признавать его половую принадлежность. Ведь только от родителей ребенок узнает о том, какой окружающий мир и какой он сам.
Любая идентификация — это «двусторонняя соотнесенность», то есть ребенок идентифицирует себя со своим собственным полом, при этом принимая знание о противоположном поле.
Многие люди при упоминании о семье представляют себе просто маленькую группу людей, имеющих сходные или взаимозаменяемые функции, забывая о том, что члены семьи отнюдь не бесполые создания без возраста. Они — взрослые мужчины и женщины, вступающие в отношения с маленькими мужчинами и женщинами. Весь наш мир состоит из мужчин и женщин, и роли, соответствующие тому или иному полу, — более значимые для нас с психологической точки зрения, чем социальные роли, имеющие уже вторичный смысл опять-таки на фоне их первичного полового значения.
Поэтому ребенку для развития нужен пример обеих моделей — мужской и женской. Если по каким-то причинам в семье нет отца, то ребенок очень быстро найдет себе носителя этого образа — дедушку, дядю, соседа, сторожа в детском саду — любого имеющегося в наличии старшего мужчину. При этом он сможет использовать модели мужского поведения, если получает от матери сообщения о том, что мужчины — достойные существа. Если же мать дает ему понять, что мужчины недостойны, и что ей не нравится, когда он ведет себя подобным образом, он будет использовать соответствующие модели тайно или в искаженном виде. Почему именно от матери ребенок должен получить одобрение той или иной модели, спросите вы? Потому что мать является для ребенка (независимо от его пола) приоритетной фигурой, тем человеком, который удовлетворяет главные потребности ребенка — в пище, в тепле, в безопасности, в контакте.
Если родители не способны признавать сексуальность друг друга, они не смогут признать и сексуальность их ребенка. При этом явное или скрытое пренебрежение родителей друг другом приводит к тому, что они не могут показать ребенку пример функциональных, удовлетворительных взаимоотношений мужчины и женщины, поскольку именно их отношения между собой являются образцом для подражания для ребенка и усваиваются интуитивно и на всю жизнь.
Еще хуже ситуация становится, если родители конфликтуют между собой, так как этот конфликт неизбежно переносится и на ребенка: они будут посылать ребенку противоречивые сигналы, касающиеся того, каким он должен быть и что он должен делать. Они будут перетягивать ребенка каждый на свою сторону в этом конфликте, вынуждая его выбирать между родителями, когда один родитель признает его, а второй — отвергает, что крайне болезненно для ребенка. Если хоть одна из этих тактик реализуется родителями, ребенок получает очень сложный опыт, который сильно занижает его самооценку.
В целом же характер взаимодействия в семье ребенок может объяснить с помощью ответов на вопросы, которые задает себе и окружающему миру, к примеру, маленький мальчик:
— Как отец (большой мужчина) обращается с матерью (большой женщиной)?
— Как отец обращается со мной (маленьким мужчиной)?
— Как отец велит мне обращаться с матерью?
— Как мать обращается с отцом?
— Как мать (большая женщина) обращается со мной (маленьким мужчиной)?
— Как мать велит мне обращаться с отцом?
В каждом из этих вопросов скрыт ряд противоречий, с которыми может столкнуться ребенок. А учитывая, что в большинстве случаев у ребенка есть оба родителя, то и количество противоречий удваивается, поскольку та информация, которая идет от матери, может противоречить той, которая идет от отца. При этом то, что он может видеть во взаимоотношениях между родителями, может расходиться с тем, какие чувства и эмоции они испытывают. Так, если ребенок может и не видеть открытых ссор, тем не менее, поведение родителей будет ему показывать, что они раздражены и злятся друг на друга.
Многие из этих противоречивых переживаний могут и должны получить объяснение, потому что ребенок может задать соответствующий вопрос вслух. Таким образом, ребенок может узнать, что в каждой ситуации есть несколько аспектов, и что похожие явления не всегда связаны между собой.
Игнорирование родителями потребности ребенка в понимании происходящего ведет к большим внутренним конфликтам. В дисфункциональной семье у детей создается впечатление, что они не должны задавать вопросы, поскольку это может привести к конфликту между супругами, затронув болезненные для них темы.
Если ребенок остается один на один с неразрешенными противоречиями, он старается найти на них ответ самостоятельно, часто приходя к неполным или неправильным выводам, в соответствии с которыми он строит свою жизнь в дальнейшем.
Например, он может решить, что если один между мужчиной и женщиной «обижен», то другой «нанес обиду», если один «слаб», то другой «силен», если один «хороший», то другой обязательно «плохой»
При этом половая самооценка мальчика будет страдать, если в супружеских взаимоотношениях отец выглядит обиженным, презираемым. У девочки будут проблемы с половой самооценкой, если в этой позиции в супружеских отношениях находится мать.
Здесь работает тот механизм, что дети, как правило, идентифицируют себя с родителем того же пола (устанавливают схожесть своих гениталий с одним из родителей и различий — с другим), они испытывают тревогу, когда родитель того же пола обижает другого или обижен им. Однако из этих двух вариантов быть обиженным для ребенка страшнее, это рождает мысль: «Это может случиться и со мной!»
Если же родители постоянно показывают доступными для ребенка способами, что они воспринимают его способным и сексуально определенным существом, если они демонстрируют удовлетворяющие, функциональные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, то у ребенка формируется адекватная самооценка, и он становится по мере своего взросления все более и более независимым от них.