Сложность состоит в том, что таким образом они просто не дают своему ребенку другого выхода, как принять ту роль, исполнения которой они ожидают от него. Ведь дети не являются чистыми белыми листами, они рождаются с уже определенными задатками, и очень часто эти задатки отличаются от тех, которыми наградила природа их родителей. Врожденным же является желание выжить всеми доступными для ребенка на данный момент способами.
В младенчестве ребенок может выжить только с помощью заботы своих родителей, поэтому в течение первого года жизни ребенок адаптирует свое поведение таким образом, чтобы его потребность в пище, ласке, заботе и любви была максимально удовлетворена.
При этом значимость этих потребностей для ребенка идет в следующем порядке: на первом месте стоит потребность в пище и тепле; когда эта потребность удовлетворена, появляется потребность в физическом присутствии матери, ему становятся необходимы отношения как таковые. А для этого ребенок учится влиять на окружающих, на их реакции. Он интуитивно понимает, какой именно вид плача привлекает внимание его мамы наиболее эффективно, а когда в поле его зрения появляется отец, то он быстро учится демонстрировать особые реакции, оказывающие воздействие именно на него.
Чуть позже ребенок начинает структурировать окружающий его мир, с помощью языка он учится распознавать объекты этого мира, а с помощью реакций своих родителей он учится отличать хорошее от плохого в этом мире. Чуть позже таким же образом ребенок впитывает от своих родителей отношение к себе, поскольку у него появляется необходимость оценить самого себя в двух аспектах: как человека, что-то умеющего, и как человека, относящегося к тому или другому полу.
Он составляет представление о самом себе как о дееспособной личности (т.е. как о человеке, который способен сам позаботиться о себе) по тому, как его взросление оценивается его родителями. При этом можно считать, что родитель признает взросление ребенка, когда он словесно отмечает существование этого взросления, предоставляет ребенку все больше возможностей проявить и потренировать новые способности, возникающие у него по мере того, как он растет и развивается.
Этого не происходит, если родители не знают или не видят достижения их ребенка на каждой из стадий или делают это не своевременно, это может быть из-за неграмотности родителя и не знания элементарных основ психологии развития — в каком возрасте у ребенка формируются те или иные умения и навыки. Или если родители ожидают от ребенка чересчур много — ждут поведения восьмилетнего, когда ему всего пять лет.
Иными словами, чтобы признание способностей ребенка было действенно для него, оно должно соответствовать потребностям, способностям и самой готовности ребенка. При этом сама форма сообщения должна быть понятной, прямой и определенной — именно в такой форме ребенок ее воспримет и примет.
При этом этом очень важно развивать в ребенке способность справляться и находить гармонию между своими потребностями, требованиями родителей и требованиями ситуации. Он может возмущаться, быть недовольным ограничениями или правилами, но принятие ограничений и выучивание правил — это тоже часть взросления, которая дает ему важнейший в жизни опыт — принятие на себя ответственности.
Если родитель не признает способность ребенка или не вовремя выражает свое признание, у ребенка возникают проблемы при интеграции этой способности. Она остается фрагментарным аспектом «неважного меня» или «неадекватного меня», или же «тайного меня». Что в дальнейшем и будет служить базой для развития заниженной самооценки.