Будучи уже мало-мальски зрелыми людьми (а настает такой момент годам эдак к сорока), мы внезапно осознаем всю ту горечь непонимания между детьми и родителями, неустанно обсуждаемую вот уже сотни лет. И только к этому моменту на нас, словно яблоко на Ньютона, падает осознание того, что творили мы, будучи юными, и очередная переоценка жизненных ценностей. Тут-то и застает нас врасплох вопрос: «А делиться ли жизненным опытом? И если делиться, то в какой форме?» Я намеренно умолчу о моментах, когда желание дать «мегаважный» и нужный совет побеждает нас. В таких случаях мы чувствуем себя очень важными, нужными и всезнающими. Опустим моральную сторону этого частного вопроса и поговорим о глобальных вещах.
Как передать свой жизненный опыт младшему поколению? Как это сделать так, чтобы не было неловко? Как это сделать изящно? И, самое главное, как сделать так, чтобы советы упали в благодатную почву и проросли, аки озимая пшеница? Неважно, какой точки зрения вы придерживаетесь и насколько хорошо понимаете человеческую психологию, запомните несколько вещей. Они помогут вам не оттолкнуть от себя своего сына, дочь или невестку и помогут обрести гармонию с собой. Итак, внимайте:
1. Избегайте нравоучений и назидательного тона. Да-да, мы слышали это десятки и сотни раз. Но повторюсь: ни один здравомыслящий человек не любит, когда его учат против собственной воли. Ни один мудрый учитель не позволяет себе надменного вида и поучительного тона. Даже если ученик обладает заведомо меньшими знаниями. Подобное поведение отталкивает людей. Вы же не желаете быть отвергнутым и отринутым своими же детьми? Вот и ведите себя подобающим образом.
2. Избегайте обвинений. Никогда ни в чем не вините тех, кого желаете научить. Это не означает, что вы должны попустительски к ним относиться. Это означает лишь то, что вы не должны уличать своих учеников в несостоятельности, глупости или жадности. Это лишь оттолкнет от вас людей и заставит думать о вас плохо. Свое мнение выскажете потом.
3. Избегайте возвышения над своими детьми. Не давите опытом, авторитетом и ничем иным. Ничто не должно указывать на то, что вы считаете себя лучше, нежели ваши ученики. Это легко прослеживается в вашем взгляде, поведении и манере разговора. Не поддавайтесь этому искушению, оставьте это удовольствие для супруга, если уж совсем нет мочи. Хотя и это ведет к разрушительным последствиям, но ваш супруг и супруга за долгие годы жизни уж наверняка-то узнали вас куда лучше других. И знают, как справляться с приступами вашего бахвальства. Почаще вспоминайте, что зазнайство и гордыня — это страшный грех.
4. Избегайте сравнений. Вытекает из предыдущего пункта. Никогда не сравнивайте себя со своими детьми. Не утверждайте, что вы лучше в том-то или том-то. Оставьте им самим право делать выводы. И поверьте, если вы все будете делать правильно, ваши дети оценят ваше превосходство.
5. Избегайте обобщений и упреков. Это можно отнести ко всем сферам вашей жизни. Никогда не делайте поспешных выводов и не давите на больную мозоль. Не пользуйтесь высказываниями вроде: «Ты неудачник», «У тебя ничего никогда не выходит», «Ты все делаешь не так». Ни одно обобщение не является правдой. Как и это. Не упрекайте в целом. Ругайте только за конкретные проступки.
6. Избегайте упоминать то, что нельзя ворошить.
7. Избегайте категоричности и узости взглядов. Не сужайте пространство и не объявляйте себя истиной в последней инстанции. Это к добру не приведет. Допускайте существование и других мнений. Помните, инакомыслие не всегда ходит рядом с ошибочностью.
Прошу понимать, что это всего лишь памятка для родителей, забывших, что им когда-то было семнадцать. Я не пытаюсь разделить детей и родителей на два враждующих лагеря, а всего лишь даю понять, что компромисс существует. А он подразумевает шаги навстречу с обеих (заметьте, с обеих!) сторон.