Часто на поведение ребёнка влияют семейные кризисы: скандалы, переезд, развод родителей. У него редко спрашивают, как он к этому относится. В данной ситуации ребёнок — это «глаза» и «уши». Он всё видит, всё слышит и понимает, что происходит что-то неладное. Ему становится тревожно, и активность его замедляется. В этом нет ничего опасного. Со временем (если, конечно, данные ситуации не станут постоянными) медлительность пройдёт, и ребёнок снова станет подвижным и быстрым.
Иногда родители проявляют к ребёнку излишнюю строгость. Он в отместку выполняет свои обязанности медленно, с неохотой. Если он идёт умываться лишь после пятого напоминания, полчаса ищет зубную щётку, долго собирается в детский сад, а поиграть на улицу одевается за пять минут, то надо срочно пересмотреть методы воспитания.
В наше стремительное время дети часто подолгу предоставлены сами себе. Родители почти всегда заняты и сутками не видят своих чад. Иногда ребёнок медлит неспроста. Это его продуманная уловка, чтобы подольше побыть с мамой. Таким образом он проявляет неосознанный протест против недостатка общения с родителями. Надо при каждом удобном случае показывать ребёнку, что он любим. Это успокоит его, и он перестанет тянуть время.
Бывает, что ребёнок по натуре флегматик. Таким детям свойственна неторопливость и даже некоторая вялость. Не следует с ней бороться. Надо просто принять низкую активность ребёнка как данность. Темперамент, как и цвет глаз, изменить невозможно. Такие дети не любят спешки, но они очень вдумчивы и не по годам рассудительны. Они часто проявляют завидную настойчивость и упорно добиваются своей цели. Перемены флегматичные дети переносят плохо, но раздражаются очень редко. Труднее всего к детскому саду привыкают именно флегматики, хотя в коллективе они совершенно бесконфликтны, а в дружбе проявляют преданность и бескорыстность.
Медлительных детей не следует торопить. От постоянных понуканий ребёнок ещё больше теряется, становится рассеяннее. В этот момент у него всё перестаёт получаться: пуговицы не застёгиваются, шнурки запутываются. Не стоит всё делать за него, надо просто терпеливо подождать, когда он сам справится со своими делами. При таком отношении ребёнок довольно быстро станет самостоятельным и более уверенным в себе.
Меланхоличного ребёнка можно записать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Дети-флегматики сдержанны в эмоциях, поэтому надо постараться развить в них чуткость и сострадание. Можно предложить ребёнку кому-то помочь или чем-нибудь поделиться.
Чтобы научить его собранности, надо дать ответственное задание (например, собраться самостоятельно в садик) и отвести на это определённое время. Если ребёнок успешно справится, его нужно обязательно похвалить и даже поощрить.
Дружите с вашими детьми!