Это не все знают, но для мужчины плач — бессмыслен. Для женщин все по-другому: если у женщины горе и она поплакала, ей обычно становится легче, женщине плач помогает справиться с душевной болью. А у мужчин все не так, их горе и их боль плачем не облегчается, нет.
Женщины в это верят с трудом, но это так — от слез мужчинам не легче. Если мужчина против своих слез, они вызывают у него протест и дополнительное внутреннее напряжение. Если мужчина ничего не имеет против мужского плача, он к собственным слезам безразличен, как и к любому выделению жидкости из организма.
В мужской культуре плач не принят так же, как у воспитанных людей — мат. Плач — лишь результат привычки. Конечно, если это привычка вырабатывалась с раннего детства, плач кажется естественным и неизбежным, но в культурах, где привычка плача не культивируется, привычки к плачу —
Когда в душе острая боль
Единственная ситуация, где плач для мужчины полезен, это невыносимая душевная боль, которую могут облегчить рыдания.
Рыдания, с точки зрения врача — энергичная дыхательная прокачка, при которой интенсивно выделяются эндорфины: гормоны радости и лекарство от боли.
Когда и если мужчина дошел до аварийной внутренней ситуации, до предвзрывного состояния и пытается не плакать — это плохо, неверно и неразумно.
Если паровой котёл слишком перегрелся, обязательно нужно сбросить пар через клапан, иначе котел, особенно непрочный — взорвется. Плач — тот самый предохранительный клапан от эмоций, готовых взорвать душу.
В жизни может случиться всякое, и быть готовым всегда и ко всему — сложно. Жизнь когда-то может ударить так, что упадет и заплачет навзрыд самый сильный мужчина. Плакать внутри и быть спокойным снаружи, если это не оправдано требованиями жизни — не здорово. Пытаться сохранить спокойствие — намерение достойное, но в ситуации острой боли скорее ошибочное: это не та ситуация, где цели нужно добиваться любой ценой. Если в душе острая боль, проплакаться можно, это естественно и нормально. Важно после этого быстро взять себя в руки, собраться и вернуться к жизни мужчины — то есть большой и нередко трудной работе, работе без лишних эмоций и плача.
А после — позаботиться о том, чтобы аварийных внутренних ситуаций не возникало.
Если вернуться к аналогии с котлом, то настоящий мужчина — это качественный, прочный и хорошо отлаженный котёл, которому хватает мощности (внутренней силы), чтобы решать любые задачи в штатном режиме, без всякого перегрева и без аварийный ситуаций.
Когда мужчина плачет — это его пусть небольшое, но поражение как мужчины. Мужчины — не плачут. Если ты мужчина и ты плачешь — ты разрешил себе слабость, ты не уследил за собой и довёл внутреннюю ситуацию с эмоциями до аварийной. Это не страшно, но для мужчины это неправильно. В следующий раз — будь сильнее и подготовленнее.
Или спокойнее относиться к своим слезам, если это просто возрастное. Да, это любопытно: где-то после пятидесяти лет в организме мужчины постепенно вымываются мужские гормоны, мужчины начинают приобретать более женские и черты, и очертания, и все чаще — абсолютно неожиданно! — мужчину пробивает на слезу. Мужские слезы или отсутствие слез — не только результат того или иного воспитания, это еще и просто гормональный фактор. И в этом смысле —
«Мужчины не плачут» как педагогическое внушение детям
Редко плачут мальчики, которых родители научили в трудной ситуации — действовать. Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать.
Мальчик упал, сильно ударил коленку и сидит, ее трет. «Бедненький, как тебе больно, иди я тебя пожалею!» — запричитала бабушка, и ребенок расплакался. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания — девочка, а не мальчик.
Понаблюдайте, как ведут себя дети, когда во время игры обо что-то больно ударятся. Плачут ли они? — Да, если рядом есть мама. Если рядом мама или бабушка, ребенок плачет и бежит к ней, чтобы пожалела. Если же мамы или бабушки нет, если дети играют одни, без взрослых, плач звучит на удивление редко. Ударился — потер колено, ну ладно, поскулил — побежал дальше. Играем!
Дети плачут не просто от боли, дети плачут взрослым, чтобы пожалели. Только позже, со временем, они начинают плакать не взрослым, а сами себе, начинают жалеть себя сами.
Психологи учили это на курсе детской психологии: «Деятельность, разделенная между взрослым и ребенком, со временем ребенком интериоризируется и становится его личной».
Собственно, почему бы и не поплакать, если тебе хочется, а тебя готовы пожалеть? Почему бы и не поплакать, если ты ребенок? Почему бы и не плакать по жизни дальше, если в модели женского поведения плакать при встрече с со страшным и трудным — нормально? Женщины плачут, потому что рядом с ними есть мужчины, которые услышат их и их защитят. Но если в момент, когда страшно и трудно, мужчина вместо того, чтобы защитить женщину, начнет плакать, женщина останется беззащитной. Женщина останется — без мужчины.
«Поплачь, поплачь, будет полегче!» — подсказывают бабушки своим внучкам: идет нормальное обучение девочек нормам женского поведения. «Мужчины не плачут» — говорят отцы своим сыновьям, чтобы те не превращались в плакс.
При этом, как и в любой обучающей ситуации, педагогическое задание должно быть посильным: если ситуация для мальчика неожиданна и слишком трудна, отец в такой ситуации промолчит и только обнимет плачущего сына. Мужчины взрослеют не сразу, требовать всего сразу нельзя. Но помнить о направлении — необходимо: «Мужчины не плачут». Мужчины должны действовать, а не переживать. Мужчины должны быть сильными.
Не стоит при этом требовать от наших бабушек, чтобы они говорили своим любимым внучатам: «Прекрати плакать, ты же мужчина!» — когда ребенок плачет и жалобно смотрит на нее жалобными глазами, бабушка такое сказать не в силах. Но если мужским воспитанием занимается мужчина, отец, его нужно поддержать. Хочется верить, что наши женщины замужем за адекватными мужчинами, которым доверить воспитание детей можно. Будем счастливы, если у каждого мальчика будет отец — настоящий мужчина, с которого он сам захочет брать пример. Мужчины должны быть сильными, чтобы женщины были счастливыми.